|
Снова о сознании
Понимание
квалиа в системе взглядов йоги
В
целях лучшего понимания феноменально сознательного опыта (квалиа)
человека нам необходимо кратко рассмотреть йогическую теорию
познания. В процессе познания ключевую роль играют два элемента
- пуруша (высшее "я") и махат (интеллект).
Однако ни один из них сам по себе не может быть субъектом
или переживающим, так как пуруша находится вовне феноменального
опыта и махат, сделанный из материала пракрити, неспособен
на какой-либо сознательный опыт. Поэтому философия санкхьи
предлагает, что сознательный опыт вызывается ими сообща.
Детально
процесс познания происходит следующим образом: сначала объект
производит отпечаток на том или другом органе чувств, непосредственно
или опосредованно (8). Восприятие осуществляется посредством
психического символа - образа или идеи определенного объекта.
Махат сам по себе принимает форму данного объекта.
Пуруша освещает махат или отражается в нем.
Последний, несмотря на свою материальную природу, является
достаточно тонким, чтобы получить отражение. Будучи освещенным,
махат таким образом служит сознательным субъектом. Поэтому
его можно рассматривать как физическое средство проявления
духа. В этом смысле мы можем определить их союз как эмпирическое
"я", в отличие от трансцендентального высшего "я"
или чистого сознания. Каждое познание или номинальный сознательный
опыт (квале) представляет из себя результат подобного
смешения.
Нам
представляется, что йогическая теория познания заполняет данный
разрыв в понимании. Однако в отличие от нейробиолога йогин
идет к сознанию по другой дороге. Для этого необходимо следовать
определенному духовному пути и заниматься практикой медитации.
Аналогичным образом, эта дорога является безошибочной дорогой
к истине. Более того, она помогает понять, в чем заключается
настоящая проблема сознания, которое не рассматривается как
не-физический продукт головного мозга, но как помогающий человеку
онтологический принцип. По своей сути, чистое сознание является
не эмпирическим принципом, но вечным, трансцендентным и космическим
высшим "я".
К
более свободному знанию
Исследование
сознания уникально. Существуют аргументы о возможности исследования
сознания с точки зрения объективного подхода от третьего лица,
либо только со стороны субъективного подхода от первого лица.
Следующий факт придает этим аргументам довольно неожиданный
ракурс: при исследовании сознания изучаемым феноменом становится
внутренняя жизнь человека. Такие крупные современные мыслители,
как Чалмерс, Сеарль, Нагель, Левин, Пинкер и МакГинн считают,
что по-существу сознание обладает подходом от первого лица
или субъективной онтологией и поэтому не может быть редуцировано
к чему бы то ни было, обладающим объективной онтологией или
подходом от третьего лица. Мысленное возвращение к новой тайне
заставляет философов, психологов и ученых заново пересматривать
требования физической науки и поощрять альтернативные пути
при обсуждении данного вопроса. Таким образом, это расширяет
границы человеческого знания.
Примечания
(1)
Д.С. Денне, цитируется по Сюзэн Блекмор, Сознание: Вступление
(Нью-Йорк: Оксфорд, 2004), 8.
(2)
Эдмунд Гуссерль, цитируется по Родерик М. Чисхолм, Реализм
и Происхождение Феноменологии (Нью-Йорк: Фри Пресс, 1960),
119.
(3)
Ян Равенскрофт, Философия Разума (Нью-Йорк: Оксфорд,
2005), 160.
(4)
Д. Д. Чалмерс, цитируется по Сознание: Вступление,
20-1.
(5)
Сознание: Вступление, 278.
(6)
Сурендранатх Дасгупта, Йога как философия и религия
(Нью-Дели, Мотилал Банарсидасс, 1978), 20.
(7)
Анни Безант, Вступление в Йогу (Ченнай, Теософские
публикации, 2002), 34.
(8)
М. Хириянна, Принципы индийской философии (Нью-Дели,
Мотилал Банарсидасс, 1993), 284-5.
Предыдущая
страница 1|2|3|4
(С) Веданта.ру
|