«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАПрабуддха Бхарата | декабрь 2006  

 

 

 

 

Снова о сознании

 

 

 

     Подход к сознанию "от первого лица"


 

     Подход к сознанию от первого лица сложным образом связан с концепцией "я". Понятие "я" обретает значимость в проблеме сознания, потому что кажется логичным, что должен быть кто-то переживающий опыт, что без него не может быть никакого опыта. Нам кажется, что переживающее "я" находится в центре нашего личного мира, в любое данное время оно осознает само себя и продолжает делать это от прошлого мгновения к последующему мгновению. Другими словами, одновременно оно обладает единством и протяженностью. Но проблемы начинают возникать, когда спрашивают, какого рода единство может быть у переживающего.

 

 

     Говоря обычными словами, предметом опыта является наше "я", внутренний агент, который принимает решения и производит действия, уникальная личность. В общем смысле существует два вида теорий относительно природы "я": теории эго и узловые теории (bundle theories) (98). Первая считает, что под лежащими в основе изменяющимися переживаниями нашей жизни существует внутреннее "я", которое испытывает различные феномены. Все теории эго единогласно принимают наше "я" в качестве непрерывного единства, которое является предметом переживаний личности, автором ее действий и решений. Теории эго включают в себя индийскую теорию о переселении бессмертных душ, дуализм Декарта и самые современные теории личности.

 

 

     Согласно узловым теориям (bundle theories), чувства, которыми является каждый из нас в виде непрерывного единого "я", представляют собой иллюзию. Подобного "я" не существует, а есть последовательность переживаний, связанных между собой различными способами. Переживания существуют, но нет никакого единства, которое бы их испытывало. Узловые теории включают в себя буддийскую теорию анатта, "связку чувств" Юма и "отсутствие зрителей в картезианском театре" Денне.

 

 

     Независимо от того, какую теорию "я" мы выберем, перед нами стоит следующая проблема: каким образом головной мозг порождает феноменально сознательный опыт, который называется квалиа?

 

 


     Йога и сознание

 

 


     Для решение вышеуказанной проблемы необходима теория, которая будет рассматривать реальную жизнь человеческих существ: непосредственная оценка физических и не-физических способов бытия человека. Философия йоги является одним из таких ясных подходов к духовному и психосоматическому существованию людей.

 

 

     В отличие от других наук, которые рассматривают человека в основном как психо-физическое существо, йога смотрит на него с фундаментальной точки зрения как на высшее "я", заключенное в оболочку психо-физической системы. Поэтому в данной системе сознание не представляет собой побочный продукт материи, а высшее "я" не идентифицируется с эго. Сознание в йоге отождествляется с высшим "я" (пуруша) и считается основным принципом, из которого состоят человеческие существа. Йогическая концепция человека нашла свое объяснение в термине "коша", который переводится на русский язык как "оболочка" и был детально разработан в Упанишадах. Чистое сознание (высшее "я") заключено в материальное средство, состоящее из пяти оболочек или панчакошас: аннамайя коша (физическое тело), пранамайя коша (витальное тело), маномайя коша (ментальное тело), виджнянамайя коша (интеллектуальное тело) и анандамайя коша (тело блаженства).

 

 

     Согласно йоге, наши состояния сознания могут распадаться на две части: постоянную и переменную (6). Постоянная часть представляет собой чистое сознание, благодаря поддержке которого мы получаем понятие "я", которое отражается в нашем сознании, и в состоянии наблюдать за собственной умственной деятельностью в качестве свидетеля. Переменная часть является формой сознания, которая постоянно меняется в соответствии постоянного изменения своего содержания. Главной характеристикой сознания является то, что оно претерпевает перемены своих состояний внутри самого себя. Мы не может различить состояния сознания от самого сознания, так как сознания не является чем-то отдельным от своих состояний; оно существует в них и исчезает вместе с их завершением. Предполагается, что между материей и сознанием существуют постоянные взаимоотношения: "изменение в сознании соответствует изменению колебаний материи (изменение состояния, а не места) и наоборот" (7). Таким образом, высшее "я" отождествляется с той из пяти оболочек, которая наиболее активна в данный момент времени.

 

 

 

                                                                                                         

      Предыдущая страница 1|2|3|4 Следующая страница

 

 

 

 

 

      (С) Веданта.ру

      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100