«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Исходная философская позиция  

 

 

 

 

          ИСХОДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ

 

 


     Руководствуясь стремлением «реориентировать» философию веданты с таким расчетом, чтобы она стала теоретической основой борьбы за построение Новой Индии, Вивекананда много внимания уделял вопросу об отношении к философскому наследству в целом. В своих произведениях («Философия веданты», «Веданта как фактор цивилизации», «Веданта во всех ее периодах», «Дух и влияние веданты», «Философия веданты и христианство» и др.) он подверг критическому пересмотру традиционное ведантистское толкование коренных философских проблем, начиная от ведического периода вплоть до современной ему эпохи.

 

     Понятие «философия веданты» Вивекананда толкует весьма расширительно. Веданта, пишет он, - это своего рода «философская алгебра», ибо она по сути дела охватывает в той или иной мере все философские течения Индии, как ортодоксальные, так и неортодоксальные; само слово веданта иногда даже можно употреблять как синоним индуизма. «Веданта - осознаем мы это или нет - проникла во все идейные течения Индии, т. е. в то, что в совокупности мы называем индуизмом... Сознаем мы это или не сознаем, но мы думаем ведантой, мы живем ведантой, дышим ведантой и умираем ведантой» (1).

 

     Рассматривая ведантистское философское наследство как единое целое, Вивекананда ставил перед собой задачу выделить из него наиболее ценное, прогрессивное и на этой основе создать новую веданту. «Моя миссия в жизни, - писал он, - состоит в том, чтобы показать, что между различными школами веданты по существу нет никаких противоречий, что они дополняют друг друга, нуждаются одна в другой...» (2).

 

     Все современные ему ведантистские течения Вивекананда делил на две большие группы: dvaita (дуалистическая веданта) и advaita (недуалистическая веданта). Первая группа может быть представлена философией Рамануджи (XII в.), вторая - философией Шанкары (VIII в.).

 

     Рамануджа был величайшим из всех философов-«дуалистов». Все «дуалисты» более позднего периода истории Индии - прямо или косвенно - являлись продолжателями его идей. На юге Индии выдающимся представителем дуализма был Мадхва, в Бенгалии - Чайтанья. На юге имелись и другие дуалистические течения (секты) - так называемые шайвы. В большинстве районов Индии шайвы считали себя сторонниками адвайты, за исключением южной Индии и Цейлона. Но и они лишь заменяли Шиву Вишной, а в остальном, за исключением учения о душе (3), следовали учению Рамануджи.

 

     Необходимо отметить, что термин «дуализм» в понимании Вивекананды имеет весьма своеобразное содержание, в корне отличное от европейского. Если с нашей точки зрения дуализм означает философское учение, которое началом бытия считает две противоположные и несводимые друг к другу субстанции: материальную и духовную, то для Вивекананды дуализм - это признание двух миров: потустороннего (мир сущности, Брахман-атман) и посюстороннего (мир явлений, универсум, природа).

 

     Вивекананда считает, что деление всех философов на материалистов и идеалистов по признаку - что они признают первичным: материю или дух - лишено всякого смысла, ибо и материя, и дух суть явления «этого» (посюстороннего) мира. Материя и дух - это та же самая природа (материя), но первая из них - «грубая», вторая - «тонкая». «Одни говорят, что материя определяет сознание; другие говорят, что сознание определяет материю. Оба эти положения ложны, ибо материя и сознание сосуществуют. Есть нечто третье (Брахман-атман. - В. Б.), продуктом чего являются и материя, и сознание» (4).

 

     Внешняя и внутренняя природа (т, е. материя и дух), по словам Вивекананды, - это не две различные вещи; в действительности они одно и то же. Природа представляет собой общую сумму всех явлений, все, что есть, все, что движется. «Мы проводим резкие различия между материей и духом; мы считаем, что дух всецело отличен от материи. В действительности же они составляют одну и ту же природу, одна половина которой непрерывно воздействует на другую половину. Материя давит на дух в форме различных ощущений» (5). Эти ощущения Вивекананда называет силой. Сила, действующая на человека извне (вещи, предметы, явления), вызывает «силу» внутри (ощущения, представления, понятия). «От желания соответственно ответить или избежать воздействия внешней силы внутренняя сила становится тем, что мы называем мыслью. Оба - и материя, и дух - в действительности есть не что иное, как сила, и если вы проанализируете их в достаточной мере, вы найдете, что в сущности они суть одно» (6).

 

     То, что внешняя сила может известным образом вызывать внутреннюю силу, по мнению Вивекананды, показывает, что они не только взаимосвязаны друг с другом, но и должны быть непрерывными и, следовательно, в основном одними и теми же силами. «На том основании, что одна и та же сила выступает то в одной форме - как материя, то в другой - как дух, не следует думать, что материя и дух субстанциально различны. Дух, изменяясь, переходит в материю, а материя - в дух» (7). Мыслительная сила, говорит философ, становится нервной силой, мускульной силой; сила мускулов и нервов становится мыслительной силой. Природа есть вся эта сила, проявляющаяся то как материя, то как дух. Различие между «наитончайшим духом» и «наигрубейшей материей» заключается «лишь в степени». В этом смысле мы не сделаем ошибки, если назовем природу в одном случае духом, в другом - материей. «Вы можете назвать дух разжиженной материей, а тело - сгущенным духом» (8).

 

     Итак, природа гомогенна, однородна. Различие существует лишь в проявлениях. Санскритское слово prakriti, которым ведантисты пользуются для обозначения природы, буквально означает «различие». То, что дух становится материей, а материя в своем движении становится духом, - «это просто вопрос вибрации».

 

     Желая обосновать этот тезис, Вивекананда приводит следующий пример. «Если я в течение десяти дней не буду принимать пищи, я не смогу думать. Сохранятся лишь некоторые обрывки мысли. Я, возможно, настолько ослабну, что забуду свое имя. Но как только я съем хлеба, через некоторое время я начну думать - сила моего разума вернется. Хлеб станет разумом. Подобным же образом разум, сокращающий степень своей вибрации и проявляющийся в теле, становится материей» (9).

 

     Развивая ошибочную точку зрения об «однородности» материи и сознания, Вивекананда приходит к абсурдному выводу, что борьба между материализмом и идеализмом есть плод «недоразумения». Все тревоги и волнения, возникающие из конфликта между материализмом и идеализмом, по его словам, должны быть отнесены на счет «неправильного мышления», ибо з действительности между ними нет никакой разницы. «Я и самая низкая свинья отличаемся только по степени сложности. Свинья меньше проявляет себя, я - больше. Иногда я бываю хуже свиньи. Неправомерен также и вопрос: что первично, материя или дух. Если дух первичен, то откуда взялась материя. И, наоборот, если материя первична, то откуда взялся дух. Многие философские аргументы исходят из этих беспредметных вопросов. Это все равно что спрашивать, что первично - яйцо или курица. Оба они и первичны, и вторичны - дух и материя, материя и дух» (10).

 

     Стремление «дуалиста» Вивекананды снять основной вопрос философии, подняться «выше» материализма и идеализма наводит на мысль, не было ли это данью философской моде того времени. Общеизвестно, что в конце XIX - начале XX в. во многих странах мира среди части философов и ученых-естествоиспытателей получила распространение идея создания «новой», третьей линии в философии, якобы снимающей «односторонность» материализма и идеализма. Есть основания утверждать, что индийский «дуалист» испытал на себе влияние этой «моды».

 

     Однако если в условиях Европы и Америки проповедь (главным образом, со стороны махистов) идеи «третьей линии» в философии была явлением во всех отношениях реакционным, выгодным самому махровому идеализму, то в Индии, у ведантистов это явление объективно означало значительную уступку материализму.

 

     Дело в том, что «по традиции» ведантисты, признавая «этот» мир «неистинным», иллюзорным, отказывали в праве на существование и «истинному учению» о нем. Вивекананда, пожалуй, впервые в истории ведантизма выступил столь открыто и определенно не только в защиту реальности посюстороннего мира, но и в поддержку «равных прав» материализма и идеализма.

 

     Все религии, писал он, учат, что «этот мир есть ничто. За пределами этого мира существует то, что составляет подлинную реальность». Но здесь мы встречаем трудности. Если этот мир есть средство достижения «того» мира, то как же он может быть «ничем» (11). Этот мир есть «великая гимназия». Верить в то, что дух есть все, что мысль есть все - это лишь более высокая степень материализма (12). «В определенном смысле слова, я тоже материалист, - говорил о себе Вивекананда, - ибо я верю, что существует только одно, как раз то, во что вас призывает верить материалист. Только он называет это одно материей, а я - богом. Материалист считает, что все возникло из материи: идеи, религия и т. д. Я же говорю - все это от Брахмана» (13).

 

     Итак, мы видим, что действительная исходная философская позиция «дуалиста» Вивекананды - объективный идеализм.

 

 

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol III, p. 323.

     (2) Ibid,, p. 324.

     (3) Последователи Рамануджи считали, что душа есть нечто вроде мельчайшей "частицы (аnu), а последователи Шанкары считали, что душа - это нечто вездесущее (vibhu).

     (4) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol V, p. 323.

     (5) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. VIII, p. 245.

     (6) Ibid., pp. 245-246.

     (7) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. VIII. p. 246.

     (8) Ibid.

     (9) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. VI, p. 33. Вивекананда приводит и «чисто физический» пример. Возьмите, говорит он, два различных вещества - кусок стекла и кусок дерева, - измельчите их хорошенько, т. е. так, что дальше некуда мельчить, и вещество станет однородным. Все вещества в конечном счете суть одно вещество. Однородность - это и есть собственно вещество, его реальность (см. Ibid., vol. VI, pp. 91-92).

     (10) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. VI, pp. 32-33.

     (11) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. II, p. 144.

     (12) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. V, p. 324.

     (13) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. II, p. 138.

 

     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>











 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100