|
Глава
четвертая
ВИВЕКАНАНДА
С именем Вивекананды (Норендронатх
Дотто, 1862-1902) связана одна из самых ярких страниц в истории
индийской философской и общественной мысли нового времени.
Его мировоззрение воплотило в себе наиболее существенные черты
буржуазной идеологии конца XIX - начала XX в. и оказало огромное
влияние на ее дальнейшее развитие.
Выходец из богатой, образованной
и вольнодумной семьи, Вивекананда очень рано начал изучать
философскую литературу. Биографы сообщают, что он «был потрясен»,
прочитав «Исследование о религии» Д. С. Милля. Он изучал произведения
Декарта, Спинозы, Юма, Канта, Фихте, Гегеля, Шопенгауера,
Конта, Дарвина.
Вивекананда считал себя учеником
и последователем Рамакришны. «Я долгое время жил вместе с
Рамакришной Парамаханса, под его руководством учился» (1),
- писал он. «Всем, что во мне есть... я обязан своему учителю
Рамакришне» (2).
В 1884 г. семья Вивекананды
разорилась. «Я умирал с голоду, - вспоминал философ. - Босой,
я ходил из конторы в контору, и повсюду мне отказывали. Я
узнал на опыте, что такое человеческое сочувствие. Это было
мое первое соприкосновение с действительной жизнью. Я открыл,
что в ней нет места слабым, бедным, покинутым» (3).
Вивекананда начал свою философскую
и общественно-политическую деятельность в 80-х годах XIX в.
Это было время растущего обострения отношений между индийским
народом и английскими колонизаторами. Оценивая положение в
Индии, К. Маркс в письме к Н. Ф. Даниельсону от 19 февраля
1881 г. писал: «В Индии для британского правительства назрели
серьезные осложнения, если не всеобщее восстание» (4).
Не имея отчетливого представления
о характере и движущих силах нараставшего национально-освободительного
движения, Вивекананда, тем не менее, готовился принять в нем
активное участие. Датта утверждает даже, что Вивекананда хотел
создать «партию революционеров» (5). Судя по некоторым косвенным
данным, речь шла не о массовой организации, а о небольшой
группе патриотов, пытавшихся стать во главе национально-освободительного
движения. Так, например, в своем выступлении в Мадрасе на
тему «Мой план кампании» Вивекананда воскликнул: «Людей! Людей!
Все остальное найдется после. Но людей молодых, сильных, энергичных,
полных веры, искренних до мозга костей, вот что мне нужно.
Дайте мне сотню, и я переверну весь мир» (6).
Вивекананда внимательно следил
за развитием общественной жизни в Европе, был лично знаком
с некоторыми революционерами того времени, изучал их произведения.
В Париже он встретился с П. А. Кропоткиным. Подвергая критике
лживый характер буржуазной демократии на Западе, Вивекананда
писал: «Те, у кого деньги, держат правительство страны у себя
под пятой и, пользуясь этим, грабят народ, пьют его кровь.
Богачи посылают простых людей воевать в дальние страны с тем,
чтобы в случае победы наполнить свои кошельки золотом, добытым
их кровью на полях сражений. Что же до простого народа, то
ему только и остается, что проливать свою кровь» (7).
Поднимая свой голос против
колониального и феодального гнета, Вивекананда в то же время
искал ответ на вопрос об исторических судьбах Индии, о путях
и средствах превращения ее в богатое, сильное и независимое
государство. Главным строителем будущей Индии он считал народ,
т. е., по его понятию, крестьянские массы, составляющие абсолютное
большинство населения страны.
В мировоззрении Вивекананды
отразились сила и слабость, сложность и противоречивость индийской
буржуазной идеологии того периода. Искреннее сочувствие народным
массам сочеталось с непониманием их подлинных интересов, желание
быть ближе к народу - с боязнью народа, стремление освободиться
от колониального ига - с наивной верой в «добрую волю» колонизаторов,
идеализм и метафизика - с элементами материализма и диалектики,
глубокая религиозность - с высказываниями атеистического характера.
Ссылки:
(1) «The Complete Works of
Swami Vivekananda. Advaita Ashrama Mayavati Almora, Himalayas,
1922-1951, vol. V, p. 150. Далее ссылки на это собрание сочинений
даются так: S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works...,
с указанием тома и страницы.
(2) Ibid., p. 328.
(3) См. Ромен Р о л л а н.
Собр. соч., т. XIX, стр. 163.
(4) К. М а р к с и Ф. Э н г
е л ь с. Соч., т. 35, стр. 129.
(5) Bh. D a t t a. Swami Vivekananda:
patriot-prophet. Calcutta, 1952, p. IX.
(6) S. V i v e k a n a n d
a. The Complete Works.., vol. III, p. 223.
(7) S. V i v e k a n а n d
a. The Complete Works..., vol. V, pp. 364-365.
<<
Предыдущая | Содержание
| Следующая >>
|