«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Глава 4 | Вивекананда  

 

 

 

 

          Глава четвертая

 

 

 

          ВИВЕКАНАНДА

 

 


     С именем Вивекананды (Норендронатх Дотто, 1862-1902) связана одна из самых ярких страниц в истории индийской философской и общественной мысли нового времени. Его мировоззрение воплотило в себе наиболее существенные черты буржуазной идеологии конца XIX - начала XX в. и оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие.

 

     Выходец из богатой, образованной и вольнодумной семьи, Вивекананда очень рано начал изучать философскую литературу. Биографы сообщают, что он «был потрясен», прочитав «Исследование о религии» Д. С. Милля. Он изучал произведения Декарта, Спинозы, Юма, Канта, Фихте, Гегеля, Шопенгауера, Конта, Дарвина.

 

     Вивекананда считал себя учеником и последователем Рамакришны. «Я долгое время жил вместе с Рамакришной Парамаханса, под его руководством учился» (1), - писал он. «Всем, что во мне есть... я обязан своему учителю Рамакришне» (2).

 

     В 1884 г. семья Вивекананды разорилась. «Я умирал с голоду, - вспоминал философ. - Босой, я ходил из конторы в контору, и повсюду мне отказывали. Я узнал на опыте, что такое человеческое сочувствие. Это было мое первое соприкосновение с действительной жизнью. Я открыл, что в ней нет места слабым, бедным, покинутым» (3).

 

     Вивекананда начал свою философскую и общественно-политическую деятельность в 80-х годах XIX в. Это было время растущего обострения отношений между индийским народом и английскими колонизаторами. Оценивая положение в Индии, К. Маркс в письме к Н. Ф. Даниельсону от 19 февраля 1881 г. писал: «В Индии для британского правительства назрели серьезные осложнения, если не всеобщее восстание» (4).

 

     Не имея отчетливого представления о характере и движущих силах нараставшего национально-освободительного движения, Вивекананда, тем не менее, готовился принять в нем активное участие. Датта утверждает даже, что Вивекананда хотел создать «партию революционеров» (5). Судя по некоторым косвенным данным, речь шла не о массовой организации, а о небольшой группе патриотов, пытавшихся стать во главе национально-освободительного движения. Так, например, в своем выступлении в Мадрасе на тему «Мой план кампании» Вивекананда воскликнул: «Людей! Людей! Все остальное найдется после. Но людей молодых, сильных, энергичных, полных веры, искренних до мозга костей, вот что мне нужно. Дайте мне сотню, и я переверну весь мир» (6).

 

     Вивекананда внимательно следил за развитием общественной жизни в Европе, был лично знаком с некоторыми революционерами того времени, изучал их произведения. В Париже он встретился с П. А. Кропоткиным. Подвергая критике лживый характер буржуазной демократии на Западе, Вивекананда писал: «Те, у кого деньги, держат правительство страны у себя под пятой и, пользуясь этим, грабят народ, пьют его кровь. Богачи посылают простых людей воевать в дальние страны с тем, чтобы в случае победы наполнить свои кошельки золотом, добытым их кровью на полях сражений. Что же до простого народа, то ему только и остается, что проливать свою кровь» (7).

 

     Поднимая свой голос против колониального и феодального гнета, Вивекананда в то же время искал ответ на вопрос об исторических судьбах Индии, о путях и средствах превращения ее в богатое, сильное и независимое государство. Главным строителем будущей Индии он считал народ, т. е., по его понятию, крестьянские массы, составляющие абсолютное большинство населения страны.

 

     В мировоззрении Вивекананды отразились сила и слабость, сложность и противоречивость индийской буржуазной идеологии того периода. Искреннее сочувствие народным массам сочеталось с непониманием их подлинных интересов, желание быть ближе к народу - с боязнью народа, стремление освободиться от колониального ига - с наивной верой в «добрую волю» колонизаторов, идеализм и метафизика - с элементами материализма и диалектики, глубокая религиозность - с высказываниями атеистического характера.

 

 

 

     Ссылки:

 

 

     (1) «The Complete Works of Swami Vivekananda. Advaita Ashrama Mayavati Almora, Himalayas, 1922-1951, vol. V, p. 150. Далее ссылки на это собрание сочинений даются так: S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., с указанием тома и страницы.

     (2) Ibid., p. 328.

     (3) См. Ромен Р о л л а н. Собр. соч., т. XIX, стр. 163.

     (4) К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 35, стр. 129.

     (5) Bh. D a t t a. Swami Vivekananda: patriot-prophet. Calcutta, 1952, p. IX.

     (6) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works.., vol. III, p. 223.

     (7) S. V i v e k a n а n d a. The Complete Works..., vol. V, pp. 364-365.


     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>













 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100