|
БРАХМАН
И ПРИРОДА
Брахман - абсолют, вечный, неподвижный,
бескачественный, бесконечный, аморфный.
Брахман, вместе с тем, причина
универсума (природы); в предметах и явлениях природы он «становится»
относительным, преходящим, движущимся, конечным, имеющим форму.
Такой метафизический разрыв
между Брахманом и универсумом, который допускают ведантисты,
естественно, вызывает непреодолимые трудности при объяснении
взаимоотношений между ними. Это признает и Вивекананда. «Наиболее
сложный вопрос в философии веданты,- пишет он, - это вопрос:
как бесконечный, абсолют становится конечным» (1).
Вивекананда прибегает к помощи
рисунка.
В понятие «универсум», разъясняет
Вивекананда, входит не только материальный мир, но и ментальный
(духовный), земной и небесный, все то, что существует «здесь».
Сознание (разум) - название одного из видов изменений, материя
(тело) - название другого вида изменений и т. д.; сумма всех
этих изменений образует универсум.
Абсолют (а) становится
универсумом (b), проходя через время, пространство
и причину (с). Такова центральная идея веданты. «Пространство,
время и причина - это нечто вроде подзорной трубы, через которую
абсолют смотрит; когда он смотрит вниз, он проявляется как
универсум» (2).
Существование времени Вивекананда
связывает с обязательным наличием разума, мысли (3); существование
пространства - с наличием «внешних изменений» в универсуме.
«То, что вы называете движением и причинно-следственной связью,
не может существовать там, где есть только одно». Иначе говоря,
в абсолюте, который не дифференцирован («одно»), нет и не
может быть каузальных связей. Эти связи возможны лишь «после,
если позволительно так сказать, дегенерации (degeneration)
абсолюта в явления и не раньше. Наша воля, наши желания и
все тому подобные вещи всегда наступают (возникают) лишь после
этого» (4).
Вивекананда резко критикует
Шопенгауера, считая, что тот в решающем пункте не понял философию
веданты. Шопенгауер во всем усматривал действие воли, которая
якобы существует благодаря самой себе и служит духовной первоосновой
всего сущего. Иными словами, он ставил волю на место абсолюта.
А между тем, возражал Вивекананда, «абсолют не может быть
представлен как воля, ибо воля есть нечто изменяющееся и феноменальное»
(5). В том месте рисунка, замечает Вивекананда, который обозначен
буквой «a», нет и не может быть воли. Следовательно,
воля не может быть причиной универсума. В Брахмане (абсолюте)
нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных
связей; он - «одно». Но то, что существует само по себе как
«одно», не может иметь какую-либо причину.
Однако каким же образом абсолют
перестает быть абсолютом, «дегенерируя» в мир явлений, природу?
На этот вопрос, говорит Вивекананда, ответить нельзя. Абсолют
есть абсолют. Высказывая какую-нибудь мысль об абсолюте, мы
тем самым уже ограничиваем его, и он перестает быть абсолютом.
Все, что выражено разумом, имеет границы, т. е. конечно. В
этом смысле «познанный бог уже не является больше богом; он
становится конечным, как любой из нас» (6).
Иначе говоря, в данном вопросе
Вивекананда не отходит от традиционной веданты: с помощью
разума познать Брахмана нельзя, ибо с ним можно лишь «слиться
душой», предварительно освободившись от «оков» материального
мира. Соответственно этому невыразимы в категориях разума
(или «неизреченны») и его «дегенерирующие» действия, как абсолюта.
Ссылки:
(1) Ibid., p. 130.S. V i v
e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. II, p. 130.
(2) S. V i v e k a n a n d
a. The Complete Works..., vol. II, p. 130.
(3) Это не значит, что Вивекананда
рассматривает время, подобно Канту, как априорную форму чувственного
созерцания. Для ведантиста время и разум (мысль) в равной
мере объективны.
(4) S. V i v e k a n a n d
a, The Complete Works .., vol II, p. 131.
(5) Ibid.
(6) S. V i v e k a n a n d
a. The Complete Works.., vol. II, p. 133.
<<
Предыдущая | Содержание
| Следующая >>
|