«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Брахман и природа  

 

 

 

 

          БРАХМАН И ПРИРОДА

 

 


     Брахман - абсолют, вечный, неподвижный, бескачественный, бесконечный, аморфный.

 

     Брахман, вместе с тем, причина универсума (природы); в предметах и явлениях природы он «становится» относительным, преходящим, движущимся, конечным, имеющим форму.

 

     Такой метафизический разрыв между Брахманом и универсумом, который допускают ведантисты, естественно, вызывает непреодолимые трудности при объяснении взаимоотношений между ними. Это признает и Вивекананда. «Наиболее сложный вопрос в философии веданты,- пишет он, - это вопрос: как бесконечный, абсолют становится конечным» (1).

 

     Вивекананда прибегает к помощи рисунка.

 

     

 

     В понятие «универсум», разъясняет Вивекананда, входит не только материальный мир, но и ментальный (духовный), земной и небесный, все то, что существует «здесь». Сознание (разум) - название одного из видов изменений, материя (тело) - название другого вида изменений и т. д.; сумма всех этих изменений образует универсум.

 

     Абсолют (а) становится универсумом (b), проходя через время, пространство и причину (с). Такова центральная идея веданты. «Пространство, время и причина - это нечто вроде подзорной трубы, через которую абсолют смотрит; когда он смотрит вниз, он проявляется как универсум» (2).

 

     Существование времени Вивекананда связывает с обязательным наличием разума, мысли (3); существование пространства - с наличием «внешних изменений» в универсуме. «То, что вы называете движением и причинно-следственной связью, не может существовать там, где есть только одно». Иначе говоря, в абсолюте, который не дифференцирован («одно»), нет и не может быть каузальных связей. Эти связи возможны лишь «после, если позволительно так сказать, дегенерации (degeneration) абсолюта в явления и не раньше. Наша воля, наши желания и все тому подобные вещи всегда наступают (возникают) лишь после этого» (4).

 

     Вивекананда резко критикует Шопенгауера, считая, что тот в решающем пункте не понял философию веданты. Шопенгауер во всем усматривал действие воли, которая якобы существует благодаря самой себе и служит духовной первоосновой всего сущего. Иными словами, он ставил волю на место абсолюта. А между тем, возражал Вивекананда, «абсолют не может быть представлен как воля, ибо воля есть нечто изменяющееся и феноменальное» (5). В том месте рисунка, замечает Вивекананда, который обозначен буквой «a», нет и не может быть воли. Следовательно, воля не может быть причиной универсума. В Брахмане (абсолюте) нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных связей; он - «одно». Но то, что существует само по себе как «одно», не может иметь какую-либо причину.

 

     Однако каким же образом абсолют перестает быть абсолютом, «дегенерируя» в мир явлений, природу? На этот вопрос, говорит Вивекананда, ответить нельзя. Абсолют есть абсолют. Высказывая какую-нибудь мысль об абсолюте, мы тем самым уже ограничиваем его, и он перестает быть абсолютом. Все, что выражено разумом, имеет границы, т. е. конечно. В этом смысле «познанный бог уже не является больше богом; он становится конечным, как любой из нас» (6).

 

     Иначе говоря, в данном вопросе Вивекананда не отходит от традиционной веданты: с помощью разума познать Брахмана нельзя, ибо с ним можно лишь «слиться душой», предварительно освободившись от «оков» материального мира. Соответственно этому невыразимы в категориях разума (или «неизреченны») и его «дегенерирующие» действия, как абсолюта.

 

 

 

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) Ibid., p. 130.S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. II, p. 130.

     (2) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works..., vol. II, p. 130.

     (3) Это не значит, что Вивекананда рассматривает время, подобно Канту, как априорную форму чувственного созерцания. Для ведантиста время и разум (мысль) в равной мере объективны.

     (4) S. V i v e k a n a n d a, The Complete Works .., vol II, p. 131.

     (5) Ibid.

     (6) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works.., vol. II, p. 133.

 



     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>

 













 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100