«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Джнана-йога  

 

 

 

 

          ДЖНАНА-ЙОГА

 

 

 

     Джнана-нога - метод «освобождения» путем познания (джнана); как только незнание (авидья) разрушено, человеческая душа (джива) становится «свободной».

 

     В качестве исходной позиции здесь принимается положение веданты (адвайты) о том, что все сущее, в том числе и человек, является производным от Брахмана. Человек и все сущее (вселенная) едины. Человек состоит из тех же самых элементов, что и вселенная; это - «вселенная в малом виде».

 

     Отсюда делается вывод: познай себя, и ты познаешь первооснову всего сущего. «Если я познаю кусок глины, я познаю всю массу глины» (1), - писал Вивекананда, ссылаясь на Упанишады (2).

 

     Вивекананда не оставил после себя трудов, специально посвященных вопросам теории познания. Отдельные высказывания на этот счет разбросаны по многим его произведениям. Наиболее ярко его гносеологическая позиция выражена в комментариях, посвященных джнана-йоге, а также в ряде статен («Введение в джнана-йогу», «Знание, его источник и овладение им» и др.).

 

     Первый вопрос, с выяснения которого, по мнению Вивекананды, должна начинаться всякая теория познания, - что является «первичным источником познания»?

 

     Вопрос этот, замечает он, очень трудный, человеческая мысль бьется над его решением уже многие столетия. В Упанишадах, например, мы читаем, что Брахман-атман держал у себя ключ ко всякому познанию. Ключ этот он передавал из поколения в поколение, но не всем людям, а только избранным. «Его (атмана. - В. Б.) .постигает лишь тот, кого он избирает, ему раскрывает этот атман свою суть» (Катха-упанишада, 1.2.23).

 

     Джайнисты считают, что путь к знанию для всего человечества был открыт в свое время джайнами. В свою очередь, буддисты исходят из верования в то, что регулярно - через определенные промежутки исторического времени - появляются будды, т. е. личности, «овладевшие бесконечной универсальной мудростью». Вне Индии «мы находим великодушного Зороастра, привносящего свет знания смертному миру извне» (3). Равным образом Моисей, Иисус и Магомет «донесли до греховно падшего человечества божественную мудрость» (4).

 

     Что же касается ведантистов и других философов индийских школ, пишет Вивекананда, то они придерживались той точки зрения, что знание не может быть приобретено извне. Оно внутренне присуще человеческой душе. Человеческая душа - это «хранилище бесконечной мудрости».

 

     Согласно некоторым индийским философским школам, эта «бесконечная мудрость» всегда остается той же самой и никогда не исчезает, но человек «не сознает» этого, ибо мудрость обычно как бы прикрыта покрывалом его дурных поступков. Однако по мере того, как покрывало спадает, она обнаруживает себя.

 

     Представители других философских школ утверждают, что эта «бесконечная мудрость» хотя потенциально и присутствует в человеческой душе, но от дурных поступков человека «сжимается», а от хороших - «расширяется».

 

     В числе методов, с помощью которых якобы раскрывается «врожденная способность знания», называются также все четыре йоги.

 

     Джнана-йоги «пришли к заключению, - пишет Вивекананда, - что, когда индивидуальный разум, с одной стороны, и подходящее время, место и условия, с другой стороны, могут действовать и взаимодействовать, последует (наступит) высокоразвитое сознание знания (consciousness of knowledge)» (5). Выражение «сознание знания» здесь не случайно. Как уже отмечалось, с точки зрения Вивекананды (и джнана-йогов), человек не получает знаний от предметов или явлений внешнего мира. Знания у него всегда имеются, но находятся под «покрывалом», или скрыты, как огонь в кремне. Предметы и явления внешнего мира совершенно необходимы, без них нельзя получить знаний, но роль их при этом сводится к тому, что они лишь «приоткрывают» завесу над знаниями, или «высекают» знания из души, как огниво высекает искры из кремня. Таким образом, выходит, что знания не получаются извне, а «сознаются» внутри.

 

     Как же конкретно представлял Вивекананда процесс получения человеком знаний? В лекции, прочитанной в Нью-Йорке 26 января 1896 г., он привел такой пример.

 

     Предположим, я вышел на улицу и увидел собаку. Каким образом я узнал, что это собака? Я посылаю зрительный образ собаки в свой мозг, а в моем мозгу сосредоточен весь мой предыдущий опыт, там он систематизирован и разложен, так сказать, по полочкам. Как только приходит новое впечатление, я беру его и отсылаю на эти полочки; находя, что группа аналогичных впечатлений уже существует, я помещаю его на соответствующую полку и этим удовлетворяюсь. Я знаю, что явление, с которым я столкнулся, есть собака, потому что оно совпадает с уже имеющимися у меня впечатлениями. Но если я не нахожу в себе соответствующего аналога, то возникает неудовлетворенность.

 

     Положение, при котором мы не находим в себе для нового впечатления соответствующего аналога, называется «невежеством», незнанием. И наоборот, когда аналог находится, это называется «знанием». Пример. Когда яблоко упало, люди недоумевали. Затем постепенно они открыли группу. Что это была за группа? Они нашли, что все яблоки падают, и назвали ее, эту группу, тяготением.

 

     «Теперь мы видим, - заключает Вивекананда, - что если мы не находим в себе соответствующей группы ранее приобретенного опыта, то новый опыт будет невозможен, ибо не с чем будет соотнести новые впечатления. Так, если бы, как некоторые европейские философы думают, ребенок вошел в мир с тем, что называется tabula rasa, то такой ребенок никогда бы не достиг какой-либо степени интеллектуального развития, потому что ему не с чем было бы соотнести свои новые впечатления.

 

     Мы видим, что способность приобретения знаний различна у каждого индивида. Кроме того, это показывает, что каждый из нас обладает своим собственным запасом знаний. Знания могут быть получены только одним путем - путем опыта, и нет другого пути, чтобы познать. Если у нас нет опыта в этой жизни, мы должны обрести его в других жизнях» (6), т. е. действовать так, как учит карма-йога. Именно закон кармы, по его мнению, должен объяснить врожденность «сознательных действий» как результат опыта в предыдущих рождениях. Иначе невозможно понять, почему, например, «страх смерти властвует повсюду». Цыпленок, который только что вылупился из яйца, завидев орла, в страхе перед смертью бежит к своей матери. Откуда у него страх перед смертью? Другой пример. Чем объяснить, что утенок, только что высиженный курицей из утиного яйца, завидев воду, прыгает в нее и плывет? Ведь он никогда не плавал до этого и не видел плавающих.

 

     Объяснение этих явлений инстинктом в обычном смысле этого слова, замечает Вивекананда, недостаточно, так как не дает ответа на вопрос: «Где мы были до этого?». То, что мы называем инстинктом в человеке или животном, должно, по его словам, включать в себя «врожденные сознательные действия», ибо сознание - это только название поверхности ментального океана (mental ocean), но в его глубине откладывается весь наш опыт, все наши переживания. Иными словами, здесь утверждается, что по наследственности передаются как подсознательные, так и сознательные явления. «Теория вопроса, таким образом, сводится к тому, что существует наследственность, поставляющая соответствующий материал для души. Но душа переселяется, обрабатывая тело за телом, и каждая мысль, что мы думаем, и каждое дело, что мы делаем, - запечатлеваются в ней в тонких формах, готовые воспрянуть (spring up) вновь и принять новую форму» (7).

 

     Вивекананда признает три состояния сознания: инстинкт, разум и сверхсознательность, или: несознательное, сознательное и сверхсознательное состояния; все они принадлежат одному и тому же сознанию (8). В человеке нет трех сознаний, но одно развивается в другое. Сознание само имеет высшую сравнительно с рассудком форму сверхсознательного состояния. Когда сознание достигает высшего состояния, человек становится обладателем знания высшего, чем рассудочное.

 

     Человек, развивший свое сознание до этого высшего состояния, становится «свободным».

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works.., vol. VI, p. 39.

     (2) В подлиннике эта мысль выражена несколько иначе: «Как по одному комку глины, дорогой мой, познаются все вещи, сделанные из глины; [их] наименования - это [лишь] обороты речи, видоизменения, истина же в глине» (Чхандогья-упанишада, VI.1.4. Цит. но кн.: «Древнеиндийская философия». М., Соцэкгиз, 1963, стр.112).

     (3) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works.., vol. IV, p 353.

     (4) Ibid.

     (5) Ibid., p. 365.

     (6) S. V i v e k a n a n d a. The Complete Works.., vol. И, р. 220.

     (7) Ibid., p. 223.

     (8) «Сознание - это прослойка между двумя океанами - подсознанием и сверхсознанием» (S. V i v e k а n а n d a. The Complete Works., vol. VIII, p. 279).



     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>






 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100