«Твердость в вере есть первая вещь необходимая для познания Бога как Реальности. Ничто не может быть совершено без твердости. Если вы твердо верите в Бога, имеющего образ, вы достигнете Его; равным образом, если вы твердо верите в безличное и не имеющее формы Божество, вы достигнете Его. Сахар остается сладким, все равно, кусать его прямо или косо» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Глава 2 | Рам Мохан Рай  

 

 

 

 

          Рам Мохан Рай

 

 


     В условиях обострения классовой борьбы в индийском обществе в конце XVIII - начале XIX в. сложилось идейное течение просветителей и религиозных реформаторов, выдающимся представителем которого был общественный деятель и мыслитель Рам Мохан Рай (1772-1833). Рай и его сподвижники явились предшественниками индийского движения буржуазных просветителей и религиозных реформаторов второй половины XIX в.

 

     Рай был сыном заминдара (брахмана по касте) из небольшой деревни Радхангар в Бенгалии. Юные годы будущего мыслителя прошли в упорной учебе и духовных исканиях. Он изучал историю, религию, философию, иностранные языки (1). Кроме ислама, буддизма и индуистской философии, «он был знаком с трудами европейских философов и социологов, в частности Бэкона и Беитама, изучал христианство, овладев для этого древнееврейским и греческим языками, и в то же время живо интересовался историей французской революции, современными ему буржуазно-демократическими движениями в различных странах» (2). Характеризуя энциклопедический ум Рая, Ромен Роллан писал, что он «охватил своим познанием все - от гималайской мифологии до научных дисциплин современной Европы» (3). Конечной причиной, определявшей характер и направление формирования мировоззрения Р. М. Рая, было появление и рост буржуазных тенденций в социально-экономических отношениях Бенгалии того времени.

 

     Рай - великий деятель индийской культуры, гордость индийского народа и всего прогрессивного человечества. «Эта гигантская личность, - писал о нем Ромен Роллан, - глубоко погрузила свой плуг в почву Индии... Крупный писатель на санскритском, бенгальском, арабском, персидском и английском языках, отец современной бенгальской прозы, автор знаменитых гимнов, поэм, речей, философских и политических трактатов, полемических сочинений по религиозным вопросам, он щедро сеял вокруг семена своей мысли и пламенной веры. И собирал с Бенгальской земли обильную жатву - дел и людей. Он породил Тагоров - этим все сказано» (4).

 

     Рай был провозвестником национального движения в Индии, движения, которое неизбежно возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку объективно созревают условия победы капитализма над феодализмом. В. И. Ленин писал: «Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе» (5).

 

     По своим философским взглядам Р. М. Рай был объективным идеалистом, сторонником философской системы веданта. Его ведантизм в основных чертах явился продолжением линии Рамануджи и с религиозной точки зрения характеризуется направленностью к деизму, а с философской - признанием реальности посюстороннего мира. «В соответствии с заповедями нашей религии, которые содержатся в священной Веданте, хотя ими, как правило, пренебрегают наши современники, - писал Р. М. Рай, - мы обращаемся к единому существу, видя в нем одушевляющий и регулирующий принцип всего сущего во вселенной и первоисточник всех индивидуальных душ, которые примерно сходным образом оживляют свои отдельные тела и правят ими» (6).

 

     В отличие от Шанкары, считавшего майю иллюзорной, Р. М. Рай утверждал, что майя реальна. «Веданта, - писал он, - сравнивая мир с представлением о змее, которое может возникнуть при виде реально существующей веревки, говорит о том, что мир, как эта кажущаяся змея, не имеет независимого существования, а получает свое существование от верховного существа» (7).

 

     Твердо оставаясь на объективно-идеалистических позициях, Р. М. Рай вместе с тем иногда допускал весьма существенные уступки материализму. Мы находим у него отдельные высказывания о том, что материя вечна, несотворима, сама собой причинно обусловлена. Бог («верховный дух») - это всего лишь «надзиратель» над вещами и процессами материального мира.

 

     «Все предметы, - писал он, - относятся либо к материи, либо к духу... Каждый материальный предмет берет свое начало из всеобщей материи под надзором верховного духа и вновь возвращается к своему источнику... Безусловно материальной причиной мира являются мельчайшие частицы, которые, очевидно, нельзя уничтожить: они называются ану или атомами. Нельзя полагать, чтобы нематериальное божество могло быть материальной причиной этих частиц, как нельзя считать, что они возникли из ничего. Следовательно, эти частицы должны существовать вечно, и они складываются в различные формы в различных местах и в разное время по воле божьей» (8).

 

     Эти идеи, однако, не получили у Р. М. Рая систематической разработки - он больше тяготел к социологическим проблемам, - но их положительное значение трудно переоценить. Именно в этой «плоскости реализма» развивалось все наиболее ценное в содержании ведантизма XIX-начала XX в. (Дайянанда Сарасвати, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош и др.).

 

     Р. М. Рай был сторонником светского образования, построенного по европейскому образцу и основанного на современных естественных науках; он считал, что санскритская ученость держит страну в темноте (9), и сравнивал современное ему состояние индийской науки с тем, которое существовало в Англии в добэконовский период.

 

     Р. М. Рай многое сделал для того, чтобы, по словам Д. Неру, вырвать образование из тисков древней схоластики. В 1817 г. по инициативе Р. М. Рая в Калькутте был создан индусский колледж, где наряду с индийскими языками преподавались также и европейские языки и науки; это было первое учебное заведение европейского типа для индийцев. Р. М. Рай был одним из зачинателей индийской национальной прессы; он издавал несколько газет, на страницах которых пропагандировались просветительские взгляды.

     Деятельность Р. М. Рая, его борьба с феодальной отсталостью Индии, со схоластикой и оторванностью теоретической мысли от жизни, его попытки познакомить страну с лучшими достижениями культуры Запада, в том числе и с философией, - все это имело большое положительное значение.

 

     Р. М. Рай был хорошо знаком с идеями передовых мыслителей Европы - Ф. Бэкона, французских просветителей XVIII в., социалистов-утопистов и т. д., лично встречался с Р. Оуэном и другими западноевропейскими мыслителями.

 

     Р. М. Рай сочувственно относился к революционным движениям во Франции, Испании, Италии и Германии; он верил, что идеи, лежащие в основе этих движений, в конечном счете восторжествуют. Он был глубоко опечален поражением народного движения за конституцию о Неаполе, но считал, что поражение народа является временным. «Враги свободы, приверженцы самодержавия никогда не побеждали, ибо они не могут победить окончательно» (10), - писал он.

 

     Хотя реформаторские идеи Р. М. Рая в области религиозноэтической и были разработаны под впечатлением монотеистических учений христианства и ислама, он всегда считал себя правоверным последователем индуизма. Вместе с тем Р. М. Рай выступал как реформатор религии индуизма и обличитель пороков феодального строя. «Нынешняя система религии, которой следуют индусы, - писал он, - не рассчитана должным образом на то, чтобы содействовать их политическим интересам. Кастовые различия, которые обусловили существование среди них бесчисленных группировок и подразделений, лишают их всякого чувства патриотизма, а великое множество всякого рода религиозных обрядов и обычаев, а также законов очищения делают их совершенно неспособными к осуществлению любого трудного начинания... Я считаю, что необходимо некоторое изменение в их религии, по крайней мере ради их политических интересов и общественного благополучия» (11).

 

     Р. М. Рай критиковал кастовую систему, согласно которой общество делилось на обособленные группы в соответствии с происхождением и правовым положением своих членов. «В результате кастового деления, - писал он, - среди индусов возникла крайняя разобщенность...» И вновь он настаивал на реформе индуизма: «... мне кажется, что в целях политического и общественного развития необходимо в какой-то степени реформировать индуизм» (12).

 

     Выступая против идолопоклонства, Рам Мохан Рай не требовал создания новой религии, а лишь пытался «очистить» религию Вед от наиболее грубого и невежественного суеверия. «Мы отвергаем идолопоклонство, в какой бы форме и под каким бы покровом софистики оно ни проявлялось, - будь то в поклонении искусственному, естественному или воображаемому объекту. Дань, которую мы приносим божеству, состоит исключительно в осуществлении дайя, или благорасположения, по отношению ко всем другим, а не в надуманной вере и не в определенных движениях ног, рук, головы, языка или других телодвижениях на кафедре или перед храмом» (13). Идею борьбы против идолопоклонства Р. М. Рай проводил в жизнь путем личных бесед и публичных выступлений, в статьях, памфлетах, ряде специальных работ. «...Я выступил против идолопоклонства, - писал он. - ... Я печатал различные работы и памфлеты на родном и иностранных языках против сторонников идолопоклонства, против их ошибок. Я пытался показать, что идолопоклонство брахманов противоречит практике их предков и принципам их древних книг» (14).

 

     Р. М. Рай расходился с традиционным индуизмом, ставя под сомнение веру в переселение душ, т. е. отрицая доктрины кармы и самсары. Значение этого шага особенно велико, если учесть, что в истории индийской мысли только одна школа чарваков-локаятиков осмелилась выступить против этих краеугольных догм индуизма.

 

     Одновременно Р. М. Рай выступал против европейских миссионеров, распространявших идеи христианства. «Миссионеры, - писал он, - защищают и проповедуют доктрины, значительно меньше соответствующие разуму, чем доктрины мусульман, и во многих отношениях столь же нелепые, как и общепринятые верования индусов» (15).

 

     Р. М. Рай глубоко переживал угнетенное и униженное положение индийского народа. Его мысль неотступно была занята поисками причин этой исторически затянувшейся социальной трагедии. И он пришел к выводу, что дело не только в идолопоклонстве и разделении общества на касты, но и в «избытке мягкости» по отношению к иноземным захватчикам. «В Бенгалии, - писал он, - где англичане являются полновластными правителями, где одного имени англичанина достаточно, чтобы запугать людей, наступление на права этого бедного, робкого и униженного населения и на его религию не может считаться в глазах бога и общества справедливым делом... Мы подвергаемся подобным унижениям вот уже около девяти столетий, а причина униженного положения, которое мы занимаем, заключается в избытке мягкости и в нашем воздержании от убийства даже животных, равно как и в нашем разделении на касты, что обусловливает отсутствие единства среди нас» (16).

 

     Вместе с тем Р. М. Рай восхищался буржуазными порядками в Англии, восторженно называл англичан «благословенной нацией, которая наслаждается гражданской и политической свободой» (17), и высказывал по отношению к английской администрации в Индии верноподданнические настроения. Этой стороной своей деятельности он также оказал заметное влияние на идейную жизнь индийского общества последующего периода; его идеи были широко использованы идеологами либерального направления в индийском буржуазном общественном движении XIX и даже начала XX в.

 

     Стремясь направить просветительское движение в организованное русло, Рам Мохан Рай в 1828 г. создал религиозно-реформаторское общество Брахмо Самадж. В общество был открыт доступ всем, независимо от цвета кожи, убеждений, касты, национальности и религии. Наиболее активными его членами были Дварканат Тагор (дед Рабиндраната Тагора), Рам Чандра Видьяба-гиш и др. В одном из документов общества говорилось, что его члены собираются «для поклонения и воздаяния хвалы Вечному, Непостижимому и Неизменному Существу, являющемуся творцом и хранителем Универсума, но не имеющему никакого имени, определения или названия, употребляемого для обозначения или применяемого к любому частному Существу или Существам или любым человеком или обществом людей...» (18).

 

     Смысл деятельности общества Брахмо Самадж сводился к тому, чтобы объединять передовые силы нации, поднимать культурный уровень страны, бороться за уничтожение кастовых, религиозных и других перегородок, за проведение ряда других социальных реформ. Участники Брахмо Самадж требовали отмены обычая сати (самосожжение вдов) и разрешения членам разных каст вступать в брачные отношения, выступали за преодоление религиозной вражды между индусами и мусульманами, против религиозных распрей между последователями индуизма и других религий. В «Заповедях Иисуса» Р. М. Рай писал: «Един бог, которому подчинены все творения, без различия каст, чинов и богатств...» (19).

 

     Члены общества стремились провести реформу общего образования на научных основах. С этой целью ими были составлены учебники географии, астрономии,, геометрии, грамматики и т. д. Р. М. Рай и его единомышленники добивались установления свободы мысли и печати.

 

     Рам Мохан Рай и другие участники Брахмо Самадж стремились приобщить Индию к цивилизации капиталистических стран Европы с тем, чтобы вывести свою страну из состояния векового застоя и поднять до уровня передовых стран мира. В одном из писем Р. М. Рай писал, что он «имел величайшее отвращение к установлению британской власти», и вместе с тем высказывал наивную мысль о том, что правление Англии, «хотя и является чужеземным игом, должно привести быстро и определенно к улучшению положения местного населения» (20).

 

     В противовес Брахмо Самадж защитники ортодоксального индуизма создали свою организацию - Дхарма Сабха, которая выступила против реформаторского движения Р. М. Рая и его сторонников и боролась за сохранение отживших религиозных обычаев и традиций в Индии.

 

 

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) К зрелому возрасту Р. М. Рай знал санскрит, персидский, арабский, английский, древнееврейский и греческий языки.

     (2) Э. Н. К о м а р о в. Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник национального движения в Индии. «Общественно-политическая и философская мысль Индии». М., ИВЛ, 1962, стр. 19.

     (3) Ромен Р о л л а н. Собр. соч., т. XIX. Л., 1936, стр. 61.

     (4) Там же, стр. 67.

     (5) В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 258.

     (6) R. R о у. The English Works, vol. I, p. 198.

     (7) Ibid., p. 154.

     (8) Ibid., pp. 155, 156.

     (9) См. R. F г a z е г. A Literary History of India. L., 1898.

     (10) Цит. по кн.: К а б и р а д ж Нарахари. Национально-освободительное движение в Бенгални. М, ИЛ, 1956, стр. 60.

     (11) R. R o y. The English Works, vol. II. Allahabad, 1906, p. 829.

     (12) Цит. по кн.: К а б и р а д ж Нарахари. Национально-освободительное движение в Бенгални, стр. 60.

     (13) R. R о у. The English Works, vol. I, p. 198.

     (14) Цит. no кн.: R. W. F r a z e r. A Literary History of India, p. 391.

     (15) R. R о у. The English Works, vol. II, p. 881.

     (16) R. R o y. The English Works, vol. I. pp. 145—146

     (17) Ibid., p. 447.

     (18) Цит. по кн.: D. N. В a n e г j e a. India's Nation Builders. L., 1919, p. 49.

     (19) Цит. по кн.: H. H. G о w e n. A History of Indian Literature. N. Y., 1931, p. 547.

     (20) P. М. M u l l e r. Biographical Essays. L., 1884, p. 47.



     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>





 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100