«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Глава 2 | Дебендранат Тагор  

 

 

 

 

          Дебендранат Тагор

 

 

 


     В 1842 г. в ряды Брахмо Самадж вступил Дебендранат Тагор (1817-1905) - сын одного из основоположников этой организации Дварканата Тагора и отец великого индийского писателя Рабиндраната Тагора. Дебендранат Тагор и его ближайший сподвижник Акшай Кумар Датт положили начало новой фазе в идейном движении индийских просветителей. Они подвергли критике «западничество» Рам Мохан Рая, в частности его увлечение христианской моралью. Ставя религию индуизма выше всех религий, Дебендранат Тагор постоянно подчеркивал необходимость изучения и продолжения национальных традиций индийского народа. Индуизм, очищенный от схоластических наслоений и освобожденный от всех посторонних влияний, согласно Дебендранату Тагору, должен был стать знаменем возрождения Индии (1).

 

     Английские колонизаторы всячески препятствовали деятельности Брахмо Самадж. В их замыслы входило создание такой интеллигентской прослойки, которая была бы во всем послушной колонизаторам. «... Мы должны приложить все усилия, - писал один из руководителей 'английской администрации Маколей, - чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев под их властью; прослойку - индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали и складу ума» (2).

 

     Но, несмотря на стремление колонизаторов оторвать образованные слои индийского общества от народа и национальной культуры, даже в среде англизированных кругов индийской интеллигенции выделялась хотя и небольшая, но довольно популярная часть прогрессивно настроенной молодежи, которая пыталась как-то откликнуться на запросы своей родины, на страдания народа, на его борьбу. Наиболее передовые представители этой молодежи объединились в группу, получившую название «Молодая Бенгалия». Эта группа находилась под влиянием идей французского просвещения и войны за независимость в Америке. Среди членов этой группы наибольшей известностью пользовались X. Д. Бандопадхяй, Р. Г. Гхош, Г. Ч. Башак и др.

 

 

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) Известный индолог М. Мюллер в этой связи приводит следующее высказывание Дебендраната Тагора: «Мы стараемся понять и оценить все, что дала Европа, но не ожидайте, что из-за этого мы будем презирать свое» («Профессор Макс Мюллер об Индии и индусах». «Русский вестник», февраль, 1900, т. 265, стр. 712).

     (2) «Новая история колониальных и зависимых стран», т. I M., Соцэкгмз, 1940, стр. 270.


     

     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>




 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100