«То, что Веды и другие Писания говорят об Абсолюте, похоже на описание океана, сделанное одним человеком, видевшим океан. Когда его спросили, на что похож океан, он воскликнул в крайнем недоумении: «О! что я видел! Какой простор! Какие огромные волны! Какой шум!» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 


Размышления о первоначальной философииРазмышления о первоначальной философии  


 

 

 

            Вступительное слово к читателю

 

 

 


      Вопросов о Боге и о человеческой душе я уже немного касался ранее в своем "Изыскании о Методе верного управления разумом и поисков истины в науках" (изданном на французском языке в 1637 году), не для того однако, чтобы разобрать их там с достаточной тщательностью, но скорее чтобы слегка отведать, попробовать их на вкус и уже затем из суждений читателя усвоить, каким способом впоследствии можно было бы к ним подойти. Такое огромное значение, как представлялось, имеют эти проблемы, что будет только полезно, если я потом еще раз напишу о них. Я, думалось мне, следую в их объяснении столь непроторенным и отстоящим от общепринятого путем, что не следует более пространно учить о них в сочинении, написанном по-французски и доступном всем. Возникли опасения, что ступить на этот путь сочтут для себя необходимым умы пустые, а это принесет немалый вред.


     

      А в результате того, что я в этом труде попросил всех непременно поставить меня в известность о тех вещах, в которых меня можно упрекнуть, не возникло никаких достойных упоминания поправок к моим построениям за исключением двух упреков. Их и коснусь здесь, прежде чем приступить к тщательному разбору.


     

      Первое: из того, что обращенный к себе самому человеческий разум не ощущает себя ничем кроме вещи познающей, не следует, что его природа или "сущность" лишь в том, что он - вещь познающая, причем это "лишь" исключает все относящееся к природе души. На это возражение отвечаю, что я вовсе не исключал там этого по отношению к самой истинности вещей (об этом тогда и не шла речь), но только постольку, поскольку это относится к моему собственному восприятию, а именно: что я не представляю в своей сущности ничего другого, как только, вещь мыслящую или имеющую в себе способность мышления. В нижеследующем я укажу,таким образом выходит так, что раз я не признаю ничего другого относящимся к моей сущности, к ней и в самом деле ничего другого не относится.


     

      Второе: из того, что я имею в себе представление о веще более совершенной, чем я сам, не следует еще, что это представление и впрямь более совершенно, и уж совсем не очевидно, что существует то, о чем я имею это представление. Но отвечу, что здесь в слове "представление" (идея) заключен двойной смысл; это может быть понято материально, как деятельность разума, и в таком смысле о нем нельзя говорить, как о чем-то более совершенном; а может - и объективно, как воплощение этой деятельности, и тогда представление это по своей сущности может быть еще совершеннее меня, даже если не считать его существующим вне моего интеллекта. Каким же таким образом получается, что из одного того, что во мне заключается представление о вещи, выводится ее действительное существование, будет подробно изложено в нижеследующем.


     

      Кроме этого я заметил два сочинения достаточно пространных, но стремящихся опровергнуть не столько мои доказательства, сколько мои выводы. Свои аргументы они заимствуют из общих мест Атеистов. Такого рода построения не могут иметь никакой силы для тех, кто поймет мои основания. Суждения же многих людей столь превратны и беспомощны, что их всегда убеждают принятые сначала, причем сколь угодно ложные аргументы, и они бессильны отвергнуть их, согласившись с более верными и сильными доводами, которые услышат потом. И я не буду отвечать на подобные возражения, чтобы мне не пришлось сперва излагать их. Скажу только вообще, что все упреки, невежественно бросаемые Атеистами и стремящиеся опровергнуть бытие Бога, сводятся к тому, что они или Богу приписывают человеческие аффекты, или нашему уму - такую силу и мудрость, что он будто бы может отважиться определить и постигнуть все вещи, которые Бог может и должен сделать. Но стоит вспомнить о том, что наши умы следует представлять себе как конечные, Бога же - как непостижимого и бесконечного, и всякие "трудности", предуготовлявшиеся нам, исчезают.


     

      И вот, изучив разные мнения других людей, я снова возвращаюсь к тем же вопросам о Боге и человеческом уме. При этом я не жду одобрения толпы и большого количества читателей. Пусть прочтут это те, которые могут и хотят всерьез поразмышлять со мной, освободив ум свой от чувств и - равным образом - от всяческих предвзятых суждений. Их, я знаю, найдется немного. Что же до тех, кто, не давая себе труда проследить за последовательностью и проникнуть в связь моих мыслей, станет оспаривать отдельные положения, как это в обычае у многих, такие люди не много получат от прочтения этой книги. И хотя часто будут находить они повод для скептических словопрений, вряд ли однако смогут возразить там, где возражение будет необходимым, а упрек -достойным ответа.
     

 

      Но поскольку я и остальным не могу обещать, что во всем окажусь достаточным для понимания, и, не приписывая себе способности предвидеть все, что может показаться кому-либо трудным, для начала изложу в этих Размышлениях те соображения, которые, как мне кажется, приводят к верному и очевидному постижению истины, - чтобы испытать, будут ли и другие убеждены теми доводами, которые убеждают меня. После этого я отвечу на возможные возражения тех выдающихся по своему уму и учености людей, которым это было послано для проверки перед тем, как быть напечатанным. Столь многое и разное было оспорено ими, что, как я осмелюсь надеяться, почти невозможно, чтобы что-нибудь вообще или, по крайней мере, что-нибудь важное из незатронутого ими пришло бы кому-нибудь в голову. Поэтому я еще и еще раз прошу читателей, чтобы они не прежде вынесли суждение о Размышлениях, чем удостоят вниманием эти возражения и их разрешение.

 


      Оглавление | Размышление первое | Размышление второе | Размышление третье | Размышление четвертое | Размышление пятое | Размышление шестое

      

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100