 |
Размышление
четвертое
Об истинном и ложном
За эти дни у меня вошло в привычку разграничивать ум
и чувства. Ибо я ясно заметил, что достоверно известное нам
о вещах телесных в действительности весьма немногочисленно,
что о человеческом разуме можно достичь гораздо более обширного
знания и, наконец, что еще дальше можно продвинуться в постижении
Божественного бытия. Так что мне уже не составит труда обратиться
от представляемых к исключительно теоретическим и отдельным
от всякой материи вещам. В самом деле, представление о человеческом
разуме как о мыслящей вещи, у которой нет протяженности в
длину, ширину, глубину, и которая вообще не имеет ничего общего
с телом, намного определеннее, чем идея любой телесной вещи.
Когда же я затем обращаю внимание на то, что часто испытываю
сомнение, или, иначе говоря, что являюсь вещью несовершенной
и зависимой, ко мне приходит представление о существе независимом
и совершенном, то есть о Боге. И из одного того, что подобная
идея находится во мне, или, что я существую, имея такую идею,
я с надежностью заключаю, что также существует и Бог, и что
от Него в каждый отдельный момент зависит все мое существование.
При этом я уверен, что человеческий дух не может с большей
очевидностью и с большей достоверностью что-либо познать.
И, кажется, я уже вижу некий путь, который от созерцания этого
истинного Бога, заключающего в себе всю сокровищницу знаний
и мудрости, приведет к познанию прочих вещей.
Для начала, я признаю невозможность какого-либо обмана
с Его стороны. Ведь в любом обмане, в любой лжи присутствует
определенное несовершенство. И даже если иногда способность
вводить в заблуждение может считаться показателем остроты
или некоторой силы ума, все же желание обмануть, без всякого
сомнения, есть свидетельство или злого умысла или бессилия
и поэтому несовместимо с Богом.
Затем я замечаю в себе некую способность суждения,
которую я наверняка получил от Бога, так же как и все прочие
вещи. А поскольку обманывать меня Он не желает, способность
суждения дана мне таковой, что если я 6уду правильно пользоваться
ей, то никогда не смогу ошибиться.
Казалось, на этот предмет не остается ни малейшего
сомнения, если бы не одно обстоятельство: по-видимому, из
вышесказанного должно следовать, что я никогда не ошибаюсь!
Ведь если все, что у меня есть, я перенял от Бога, а Он не
дал мне ни малейшей способности ошибаться, то и выходит, что
я как будто вовсе не могу совершить ошибку! Неужели это так?
Ну хорошо, пока я размышляю о Боге и обращаюна Него все свое
существо, в это время у меня нет ни одного повода для ошибки.
Но затем, снова переводя взгляд на себя самого, я нахожу,
что я обречен ошибаться бесчисленное количество раз. И, исследуя
причину этих ошибок, я усматриваю в себе не только идею Бога
или в высшей степени совершенного сущего, идею реальную и
позитивную, но и отрицательную, негативную идею, так сказать,
идею нуля, идею ничто, или представление о том, что далее
всего отстоит от всякого совершенства. Сам же я располагаюсь
где-то между Богом и Ничем или между высшим бытием и небытием,
так что в силу того, что я создан высшим бытием, во мне нет
совершенно ничего такого, что могло бы ввести меня в заблуждение
или стать причиной ошибки, но поскольку я также имею часть
в небытии, иначе говоря, поскольку сам я не есть высшее бытие
и мне недостает весьма многих вещей, то неудивительно, что
я ошибаюсь. Таким образом, я достоверно полагаю, что ошибка
как таковая не есть нечто действительно зависящее от Бога,
но представляет из себя всего лишь некое несовершенство. И
мне не требуется какой-то отдельной способности, специально
данной мне Богом для того, чтобы заблуждаться. Гораздо вероятнее,
что я впадаю в заблуждение только из-за того, что способность
к верному суждению, которую я имею от Него, у меня не бесконечна.
Однако этого еще не вполне достаточно для удовлетворительного
ответа. Ведь ошибка, заблуждение - не есть только одно чистое
отрицание, но отсутствие или лишенность определенного знания,
которое должно каким-то образом находиться во мне. Мне же,
созерцающему природу Бога, кажется, что невозможно, чтобы
Он поместил в меня способность, которая не была бы совершенна
по своему происхождению или лишена долженствующего присутствовать
в ней совершенства. Чем опытнее мастер, тем совершеннее его
творение. И что в таком случае, могло быть сотворено этим
Высшим Основателем всех вещей такого, что ни было бы со всех
сторон безупречным? Не возникает ни малейшего сомнения: Бог
мог бы создать меня таковым, что я никогда бы не ошибался.
Точно так же несомненно, что Он всегда желает наилучшего.
Так разве ошибаться для меня лучше, чем не ошибаться?
При добросовестном и тщательном обдумывании всего этого
мне прежде всего приходит в голову, что неудивительно, если
я не понимаю каких-нибудь Божественных замыслов или путей,
основание которых не могу постичь. И я отнюдь не должен сомневаться
в Его существовании, исходя из своего непонимания того, почему
или как Им созданы разные иногда встречающиеся мне вещи. Ибо
я знаю, что моя природа весьма нетверда и что ей положен определенный
предел, природа же Бога неизмерима, непостижима, бесконечна.
Это делает достаточно ясным, что в Его власти совершать бесчисленные
деяния, причины которых я не ведаю. На этом единственном основании
я заключаю, что тот род причин, который обычно выводится из
цели, не находит в вещах физических никакого применения, так
как я не могу быть столь дерзким, чтобы считать себя способным
уразуметь конечную цель Бога.
Другое же соображение, приходящее мне на ум, состоит
в том, что когда мы исследуем, насколько совершенны труды
Бога, нам не следует сосредоточиваться на одном Его создании,
но нужно рассматривать совокупность вещей в целом. Возможно,
что любой, взятый в отдельности, предмет будет справедливо
сочтен несовершенным, но в смысле определенной части, которую
он составляет от целого мира, этот предмет может быть наисовершеннейшим
из всех. И хотя, с тех пор как я решил усомниться во всем,
я до сих пор не познаю ничего, кроме моего и Божия бытия,
тем не менее я не могу отрицать, что Он сотворил также многие
другие вещи или, по меньшей мере, мог сотворить их, и что
я, тем самым, в общей совокупности вещей возможно имею лишь
значение части.
Теперь, пристальнее взглянув на самого себя и занявшись
непосредственным выяснением качества моих ошибок, которые
одни только свидетельствуют о моем несовершенстве, я вижу,
что они зависят от двух взаимодействующих причин, а именно:
от заключенной во мне способности познавать и от способности
к произвольному выбору или от свободы в принятии решений,
иначе говоря - от интеллекта и, вместе с ним, - от воли. Ведь
благодаря одному интеллекту я воспринимаю идеи (представления),
о которых могу выносить суждения; рассматривая интеллект только
под этим углом зрения, в нем, собственно, нельзя найти ошибку.
Допустим, существует бесчисленное множество вещей, о которых
я не имею никаких представлений. Но сказать обо мне, что я
в собственном смысле лишен их, нельзя. Скорее следует сказать
в отрицательном смысле, что мне не довелось иметь их. Я же
не могу доказать, что Бог должен был дать мне большую познавательную
способность, чем он дал на самом деле. Если я и знаю, какой
бесконечно искусный Мастер создал мир, то не могу считать
при этом, что Он должен был каждое из своих созданий наделить
всеми теми совершенствами, которые мог вложить в отдельные
из них, И странно было бы, если бы я стал жаловаться на то,
что получил от Бога недостаточно мощную и совершенную волю
или свободу принимать решения, так как по опыту знаю, что
в действительности она не имеет никаких границ. Причем (и
это кажется мне особенно значительным) только одна воля столь
совершенна и столь велика, что я не могу (как по отношению
к другим вещам) представить ее себе еще более совершенной
и более огромной, чем сейчас. Когда я, например, рассматриваю
способность мыслительную и познавательную, я тотчас вижу,
что она во мне предельно невелика, весьма ограничена. Но я
тут же создаю идею другой, намного большей, да что там - наивеличайшей,
бесконечной мыслительной способности, и уже по одному тому,
что я могу образовать в себе такую идею, отношу это к Божественной
природе. В том же самом духе способность воспроизведения памяти
или способностъ воображения, или любая другая способность
оказывается при ближайшем рассмотрении слабой и ограниченной
у меня и бесконечной у Бога. Одна только воля, то есть свобода
выбора, ощущаемая мной, такова, что я не могу представить
себе большую, а следовательно, главным образом по этой способности
я и узнаю в себе подобие Божие. Если воля Бога не выглядит
несравнимо большей, чем моя, особенно учитывая знания и власть,
которые присущи Ему и которые делают Его более незыблемым
и действенным, а также Его состояние и расположение, имеющие
намного большую протяженность, то все же взятая сама по себе
формально и точно, она не может быть обширнее моей. Ведь она
состоит только в том, что мы вольны делать или не делать одно
и то же (иначе говоря, утверждать или отрицать, преследовать
или избегать), или скорее даже в том, что никакая внешняя
сила, согласно нашим ощущениям, не толкает нас к предлагаемым
разумом вещам, то есть именно к тому, чтобы утверждать, отрицать,
преследовать и избегать. Чтобы быть свободным, мне совсем
не нужно выбирать сразу обе возможности. Наоборот, чем больше
я склоняюсь к одной из них, - потому ли, что сам ясно вижу
в ней нечто верное и благое, или потому, что Бог в сокровеннейшей
глубине моего сознания так располагает меня, - тем более свободно
я выбираю эту возможность. Ибо ни Божественная милость, ни
естественное разумение не умаляют свободы, но скорее увеличивают
и укрепляют ее. Безразличие же, которое я испытываю, когда
никакой довод не делает для меня один из путей предпочтительнее
другого, есть низшая степень свободы. Оно не является свидетельством
полной свободы, но говорит только о недостатке познания или
о некоем отрицании. Если бы я всегда умел сразу разглядеть
истину и благо, то мне никогда не пришлось бы обдумывать никаких
вариантов, взвешивать то, что нужно рассудить или выбрать,
и таким образом я мог бы быть абсолютно свободным, но ни в
коем случае не безразличным.
Из вышесказанного я заключаю, что сила свободы воли,
которой наделил меня Бог, рассматриваемая сама по себе, не
может быть причиной моих ошибок. Она ведь является самой всеобъемлющей
и совершенной по своему происхождению. То же самое относится
и к силе познания. Способностью к познанию я обязан Богу,
и, значит, все, что бы я ни познавал, я познаю верно, и здесь
нет повода ошибиться. От чего же тогда происходят мои ошибки?
А только от того, что моя воля, будучи обширнее и сильней
моего интеллекта, стремится выйти за его границы, и я, будучи
не в силах удержать ее, распространяю волю на те вещи, которые
интеллектом охватить не могу. Интеллект же, будучи безразличным
к этим вещам, легко уклоняется от истинного и благого. Так
я ошибаюсь и так погрешаю!
Когда, к примеру, я исследовал в эти дни, существует
ли на свете что бы то ни было, и отмечал, что из одного того,
что я исследую это, с очевидностью проистекает мое собственное
существование, я не мог не считать, что столь ясно постигаемое
мною является истинным. Никакая внешняя сила не вынуждала
меня к этому. Склонность моей воли к такому решению была вызвана
ярчайшим светом, вспыхнувшим в моем сознании, в моем интеллекте.
И тем спонтаннее и свободнее я поверил в это, чем менее был
безразличен к самому предмету. Теперь же, помимо сознания
того, что я существую в качестве вещи мыслящей, в моем мозгу
начинает вращаться идея натуры телесной. Это приводит к сомнению
в том, отличается ли натура мыслящая или, лучше сказать, отличаюсь
ли я сам от этой телесной натуры или обе они - одно и то же.
И я полагаю, что до сих пор моему рассудку не встретился ни
один убедительный аргумент в пользу того или иного решения.
Конечно, из этого исходит мое безразличие по отношению к утверждению
или отрицанию, а также - к вынесению о данном предмете какого-либо
определенного суждения вообще.
Это безразличие распространяется не столько даже на
то, о чем разум вовсе не имеет никакого понятия, сколько в
целом на все вещи, которые познаются им недостаточно ясно
в тот момент, когда воля уже принимает о них решение. И пусть
даже меня увлекают в ту или другую сторону сколько угодно
правдоподобные догадки; одного сознания того, что это всего
лишь догадки, а не верные, несомненные доводы, будет достаточно
для моего одобрения и согласия с прямо противоположным. За
последние дни я достаточно понял это после того, как объявил
целиком и полностью ложными вещи, в верности которых ранее
твердо был убежден, объявил на одном только основании - наличии
малейшей возможности сомневаться в них.
Если же я недостаточно ясно и определенно понимаю,
что верно, а что нет, и при этом удерживаю себя от вынесения
суждения, то, очевидно, веду себя правильно и не могу ошибиться.
Но если я стану в этом случае утверждать или отрицать, это
будет значить, что я нашел неправильное применение данной
мне свободы воли. И если при этом стану на ложный путь, то
совершу полнейшую ошибку. Я, конечно, могу выбрать и правильное
направление, но так или иначе мне не избежать упрека в совершении
поступков вопреки естественному свету, который показывает,
что постижение умом всегда идет позади волевой детерминации.
В этом-то неправильном пользовании свободой воли и лежит недостаточность,
определяющая форму ошибок; недостаточность, говорю я, заключается
не в способности, полученной мной от Бога, и не в деятельности
(насколько деятельность зависит от Бога), но только в моем
применении этой способности, в моем осуществлении этой деятельности.
Нет у меня и никаких причин для жалоб на то, что Бог
не дал мне большей силы интеллекта или большего естественного
света, чем в действительности, так как не понимать многого
есть суть конечного интеллекта, суть же сотворенного интеллекта
в том, чтобы быть конечным. Напротив, я должен не уставая
благодарить за щедрые дары Того, Кто, не будучи ничем обязанным
мне, все же наделил меня ими. Ни в коем случае нельзя считать,
что Он придержал от меня или лишил меня того, чего не дал.
У меня также нет повода жаловаться, что Он дал мне
волю более обширную, чем разум. Поскольку воля состоит только
в одной, причем неделимой вещи, кажется невозможным отторгнуть
от природы ее что бы то ни было. И воистину, чем огромнее
она, тем более благодарным следует быть ее Дарителю.
Наконец, я не должен жаловаться и на то, что Бог при
осуществлении тех волевых актов, тех суждений, в которых я
ошибаюсь, действует вместе со мной. Ведь сами эти акты являются
совершенно истинными и благими, ибо зависят от Бога, и я становлюсь
совершеннее оттого, что я могу их осуществлять, чем было бы
в противном случае. Недостаточность же, в которой только и
состоит субстанциальная причина ошибки и вины, не нуждается
ни в какой поддержке со стороны Бога, потому что она вообще
не является вещью и не может быть приписана Ему как лишение,
но только как отрицание. Нет абсолютно никакого несовершенства
Бога в том, что Он дал мне свободу соглашаться или не соглашаться
с вещами, верное и определенное понятие о которых не было
вложено Им в мой ум. В гораздо большей степени это мое собственное
несовершенство, ибо я не могу правильно использовать свою
свободу и выношу суждения о том, что верно не разумею. Однако
Бог, как я вижу, мог, пожалуй, легко достигнуть того, чтобы
я никогда не ошибался, оставаясь при этом свободным и имея
ограниченное знание. Ему стоило бы только дать моему уму ясное
и определенное понимание всего того, на что я мог бы обратить
внимание. С другой стороны, достаточно было бы крепко-накрепко
запечатлеть в моей памяти, что нельзя судить о том, чего не
знаешь и не понимаешь ясно и определенно, запечатлеть так,
чтобы я никогда не смог забыть этого. Легко заметить, что
если бы Бог создал меня таким, то я, взятый как нечто целое,
существующее вне какой-либо связи, был бы совершеннее, чем
есть сейчас. Но я же не могу отрицать того, что цельная совокупность
вещей более совершенна, если одни из ее частей не подвержены,
а другие подвержены ошибкам, чем если все совершенно похожи
друг на друга. И я не имею права сетовать на то, что Он не
захотел, чтобы я занимал в мире самое исключительное и предельно
совершенное положение.
Кроме того, даже если я не могу удержаться от ошибки
способом, состоящим в очевидном понимании всех тех вещей,
о которых приходится судить, все же остается и другой способ:
удерживать себя от вынесения приговора всякий раз, когда вижу,
что вопрос недостаточно ясен. Ибо хотя я и чувствую себя слишком
непостоянным, чтобы мочь ревностно предаваться всегда познанию
одного и того же, однако я способен внимательным и настойчивым
размышлением достигнуть восстановления в себе этого познания,
когда в нем возникает необходимость. Таким образом, я способен
приобрести для себя некий навык из6ежания ошибок.
В этом состоит величайшее исключительное соверщенство
человека, и я полагаю, что немало извлек из сегодняшнего размышления,
когда исследовал причину заблуждения и фальши. И поистине
эта причина не может быть иной, чем та, которую я раскрыл.
Ведь всякий раз, когда я таким образом сдерживаю свою волю,
что она распространяется только на те суждения, которые ясно
и определенно указывает ей разум, ошибка исключается сама
собой, так как любое ясное и определенное понимание безусловно
есть нечто и поэтому не может исходить из ничто, но с необходимостью
имеет своим творцом Бога, того абсолютно coвевршенного Бога,
которому претит быть обманщиком. И в таком случае это понимание
будет верным. Сегодня я не только научился опасаться и избегать
определенных вещей, чтобы никогда не ошибаться, но также и
тому, что следует делать для достижения истины. И я наверняка
достигну ее, если вполне сосредоточусь на тех вещах, которые
все абсолютно доступны пониманию, и отделю их от остальных,
понимание которых смутно и темно. Теперь я буду всегда придерживаться
такого пути.
Оглавление
| Размышление первое | Размышление
второе | Размышление третье
| Размышление четвертое |
Размышление пятое | Размышление
шестое
|