«Когда Бог достигнут, все мирские привязанности исчезают. Почувствовав абсолютное блаженство Божественного сознания, человек не может наслаждаться чувственными удовольствиями или гнаться за славой, почестями или земными вещами. Мотыльки, увидев свет, больше не возвращаются в темноту» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 


Размышления о первоначальной философииРазмышления о первоначальной философии  

 

 

 

 

            Мудрейшим и славнейшим мужам парижского теологического факультета, декану и докторам, желает здравствовать Рене Декарт. (1)

 

 


      Поскольку причина, побуждающая меня предложить на Ваш суд это сочинение, более чем оправдана, да и Вы после того, как уразумеете суть моего замысла, будете защищать его с неменьшим рвением, я, пожалуй, не смогу дать ему лучшей рекомендации, чем краткое изложение здесь своей задачи.


     

      Два вопроса - о Боге и о Душе - полагал я всегда первыми в числе тех, которые нужно решать более силой Философии, нежели Теологии. Хотя для нас и вполне достаточно верить в вечную жизнь души после смерти бренного тела и в существование Бога, неверующим все же, как видно, не покажутся убедительными ни какая-либо религия, ни даже крайнее нравственное совершенство, если не представить в доказательство этих двух постулатов доводы рассудка. При этом нужно принять в расчет и то, что пороки в этой жизни награждаются, как правило, более добродетелей, и вряд ли найдутся те, кто, не боясь Бога и не обольщаясь надеждой на лучшую долю в потусторонней жизни, предпочтут справедливое выгодному. И сколь абсолютной ни была бы непреложность веры в Бога, как нас учит Святое Писание, и наоборот - в Святое Писание, как данное от Бога, - ведь в самом деле, вера есть дар Божий, Тот же, Кто дает нам возможность уверовать во все прочие вещи, может также позволить верить и в Свое собственное существование - все это, сколь бы ни было истинно, не может однако быть предложено неверующим в качестве аргумента, так как те сразу укажут на логический круг. При этом я заметил, что не только Вы вместе с другими Теологами утверждаете, будто существование Бога может быть доказано средствами разума, но и из Священного Писания ясно заключается легкость познания Его куда большая, нежели вещей сотворенных. Это видно из следующего места Премудрости Соломона "И извинить их нельзя. Ведь если столь мудры, что судят о мире, почему не легче им найти Господина его"/13). И в первой главе Послания к Римлянам говорится "прощения им нет"). Там же читаем об этом "То, что известно о Боге, возвещено в них"). Здесь нам очевидно напоминают, что все те вещи, которые можно знать о Боге, открываются нам не через что другое, как только через собственный ум наш. Вот почему и не счел я для себя посторонним вопрос: как это, и каким путем познать Господа Бога легче, чем мир земной.


     

      Что же до души, хотя о ней и судят многие, природа ее не легко поддается исследованию, а некоторые даже осмелились говорить, что естественно-человеческий опыт убеждает, будто душа умирает одновременно с телом и только вера заставляет придерживаться обратного. А поскольку Латеранский Консилиум во главе со Львом X в восьмой сессии осудил защитников подобного и настойчиво призвал Христианских Философов разрушать их построения и всеми силами утверждать истину, я, в свою очередь, без колебаний берусь за это.

 

 

      Далее; мне известно, что многие нечестивцы потому еще не верят в бытие Божие и в отдельное существование души от тела, что их-де никто до сих пор не мог доказать. Хотя я, конечно, никоим образом не согласен с ними, но, совсем наоборот, твердо убежден в том, что почти все доводы, приводившиеся по этим вопросам великими людьми, если их верно понять, будут иметь силу доказательства, и вряд ли есть здесь что-нибудь не найденное ранее, все же я считаю, что ничего нет в Философии столь же полезного, как тщательное суммирование наилучших аргументов и их точное и ясное изложение, чтобы всеми была признана возможность применения их в качестве доказательства в будущем. Наконец, выполнения этой задачи добиваются от меня иные, которым небезызвестно, что мною выработан некий Метод разрешения разнообразных сложных научных проблем, хотя опять-таки не новый - ведь нет ничего древнее истины, - но которым я как будто не без успеха иногда пользовался. Таким образом я счел своим долгом как-то попробовать себя и в этой области.


     

      То, что я смог обнаружить и высказать, все содержится в этом Трактате. Попытка собрать все возможные доводы в пользу вышеизложенных постулатов мною вовсе не предпринималась, и делать это стоит труда, на мой взгляд, лишь в той области, где вообще ничего совершенно не ясно; здесь же упомянуты первейшие из доводов и особенно пригодные, которые я во всяком случае осмелюсь назвать самыми верными и самыми очевидными. Прибавлю еще: они столь хороши, что мне представляется невозможным для человеческого разума найти путь, по которому он придет к лучшим. Важность вопроса и слава Всевышнего, к которой все это относится, - вот что побуждает меня говорить здесь о себе несколько больше и вольнее, нежели имею обыкновение. Сколь бы верными и очевидными ни представлялись мне мои доводы, я все же не мыслю их доступными пониманию каждого. Так и в Геометрии: многие писания Архимеда, Аполлония, Паппа и других, пожалуй, представляются всем очевидными и верными. Ведь в них нет ни единого утверждения, которое, будучи рассматриваемо в отдельности, не являлось бы простейшим для понимания, ни единого места, где причина не была бы тесно связана со следствием. Но будучи довольно пространными, а потому доступными только внимательному читателю, они могут быть поняты лишь вссьма немногими. Точно так же и здесь: те доводы, на которые опираюсь я, верностью и очевидностью равны, а, пожалуй, и превосходят геометрические, но, боюсь, не многие смогут их усвоить. Ведь и они длинноваты и вэаимозависимы, и прежде всего требуют мышления совершенно свободного от предубеждений, которое к тому бы легко вырваться из тесной связи с чувствами. На свете ведь определенно меньше людей, успешно занимающихся Метафизикой, чем Геометрией. И помимо этого различие состоит еще в том, что в Геометрии, где все понимают, что ни о чем не стоит говорить без веской аргументации, несведующие люди, желая казаться понимающими свой предмет, чаще погрешают в приведении неверных доказательств истины, чем в опровержении ее. Напротив, в Философии, где принято считать, что нет ничего такого, что нёльзя было бы истолковать в ту и в другую сторону, лишь немногие добиваются истины, большинство же стремится прославиться своим мудрствованием даже ценой нападок на лучшие и прекраснейшие вещи.
     

 

      Так как мои обоснования, каковы бы они ни были, принадлежат к Философии, я не надеюсь, что они будут иметь какую бы то ни было ценность без Вашего благосклонного покровительства. Но всеобщее мнение о Вашем факультете столь высоко, имя же Сорбонны столь авторитетно, что никакое другое общество, кроме, возможно, Священного Консилиума, не пользуется таким же признанием как Ваше, и не в одних лишь вопросах веры, но и в человеческой Философии, в которой за Вами признается исключителшая прозорливость и основательность, безукоризненность и мудрость в вынесении суждений. С приобретением таких попечителей, когда Вы, во-первых, исправили бы мои погрешности (помня и о своей несовершенной природе, и, в особенности, о недостатке знания, я вовсе не утверждаю, что работа моя их лишена), во-вторых, или сами или я по Вашему указанию добавили бы недостающее, усовершенствовали недостаточное, осветили требующее большей ясности, наконец, когда бы Вы пожелали во всеуслышание подтвердить и объявить вернейшими доказательствами доведенные таким образом до предельно возможной наглядности доводы в пользу существования Бога и бессмертия души, - в таком случае несомненно все ошибки, которые когда бы то ни было существовали по этим вопросам, навсегда исчезнут из человеческих умов. Ведь сама истина легко приведет к тому, что остальные ученые мужи присоединятся к Вашему суждению и Ваше влияние достигнет того, что полузнаек Атеистов, которые скорее бывают хитры и находчивы, чем умны и учены, покинет дух противоречия, и, возможно, они, боясь показаться непонимающими, станут даже отстаивать доводы, которые увидят применяемыми всеми разумными людьми в качестве доказательств. И в конце концов все прочие легко поверят стольким свидетельствам, и не останется на свете никого, кто дерзнул бы подвергнуть сомнению бытие Божие или действительное разделение души и тела. Какая произойдет от этого польза, мудрость Ваша уразумеет вернее всех, и негоже мне защищать дело Религии и Бога перед Вами, бывшими от века истинными столпами Католической Церкви.



      Примечания:

 

      (1) Французские примечания Декарта учтены при переводе.

 

 

 

      Оглавление | Размышление первое | Размышление второе | Размышление третье | Размышление четвертое | Размышление пятое | Размышление шестое

      

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100