 |
Обозрение шести нижеследующих
Размышлений
В первом излагаются причины, по которым мы можем сомневаться
во всех, в особенности - в материальных, вещах; а именно потому,
что мы не имеем более тех научных оснований, которыми пользовались
до настоящего момента. Если даже в таком сомнениии не заключается
на первый взгляд большой ценности, тем не менее огромная польза
от нero в том, что оно освобождает нас от всех заранее принятых
решений и прокладывает самый легкий путь к отвлечению ума
от органов чувств. Наконец, этим достигается то, что мы не
легко сможем сомневаться в вещах, о которых достоверно узнаем
впоследствии.
Во втором разум, который, пользуясь своей свободой,
предполагает, что все вещи, относительно существования которых
может возникнуть даже малейшее сомнение, не существуют, замечает,
что не может быть такого, чтобы не существовал он сам. От
этого следует величайшая польза, так как теперь разум может
легко разграничивать относящееся к себе, то есть к умозрительной,
познающей природе, и имеющее отношение к телу. А тем, которые,
возможно, станут в этом месте ждать от меня доводов в пользу
бессмертия души, следует напомнить здесь, что, по моему убеждению,
я не пытаюсь писать ничего такого, что тщательнейшим образом
не докажу. Вот почему я не мог следовать никакому иному порядку,
чем принято у занимающихся Геометрией, а именно: излагать
все предпосылки, прежде чем что бы то ни было заключить о
предмете. Главное же и первоочередное, что требуется для познания
бессмертия души, - формирование насколько возможно ясного
обозначения ее, которое было бы совершенно отделено от обозначения
тела. Это там и достигается. Помимо этого требуется, чтобы
мы знали: все вещи, которые мы мыслим себе ясно и определенно,
именно тем самым образом, которым мы их так мыслим, являются
истинными. Это не может быть доказано ранее четвертого Размышления.
Кроме того, необходимо четкое определение телесной природы,
которое мы формируем частично во втором, частично в пятом
и шестом Размышлениях. И из этого определения следует заключить,
что все вещи, которые мы ясно и определенно полагаем субстанциями
различными, как, например, разум и тело, и в самом деле отличны
друг от друга. Этот вывод делается в шестом Размышлении. То
же самое мы заключаем там на основании представления о теле
как о чем-то непременно делимом, о духе же - напротив, как
о неделимом. Действительно, мы никоим образом не можем представить
себе средней части какого бы то ни было ума, в то время как
свободно представляем себе середину даже самого малого тела.
Таким образом мы находим природу их не только различной, но
даже в какой-то степени противоположной. Далее я не развиваю
этого в моем сочинении, считая названные положения достаточными
для доказательства того, что за разрушением тела не следует
гибель духа, и в этом заключается для смертных надежда на
другую жизнь; с другой стороны, предпосылки к заключению о
бессмертии души явствуют из объяснения всей Физики. Следует,
во-первых, знать, что все без исключения субстанции или вещи,
обязанные своим существованием Богу, по своей природе неразрушаемы
и не могут прекратить существовать, если только все тот же
Бог, отказав им в своей поддержке, не обратит их в ничто.
Затем необходимо заметить, что тело в целом является субстанцией
и, следовательно, как будто также никогда не погибает. Но
человеческое тело отличается от всех остальных тел тем, что
оно является сплавом из определенно расположенных членов и
других подобного рода привходящих форм. А разум человеческий
не состоит из каких-то случайных смежных частей, но являет
собой субстанцию чистую; пусть изменятся все его сопутствующие
обстоятельства, все поле его приложений, так что он, например,
будет думать по-другому, хотеть другого, чувствовать как-то
иначе, - все равно это будет все тот же и никакой другой разум;
тело же человека делает другим уже одно изменение различных
частей его. Из этого следует, что тело как раз очень легко
умирает, разум же по природе своей является бессмертным.
В третьем Размышлении я, на мой взгляд достаточно подробно,
излагаю свой главный довод в пользу существования Бога. Здесь
однако, посколъку я не хотел пользоваться никакими сравнениями,
взятыми из вещей телесных, дабы сколь возможно отстранить
ум Читателя от чувств, могло остаться много темных мест, которые
будут, надеюсь, вполне выявлены в ответах на возражения. Так,
среди прочего, - почему представление об абсолютно совершенном
сущем, которое заложено в нас, имеет в себе столько объективной
реалыности, что может быть порождено только абсолютно совершенной
причиной. Это в моих ответах будет проиллюстрировано сравнением
с некиим весьма совершенным приспособлением, представление
о котором заложено в уме некоего мастера; и точно так же,
как объективная искусность этого представления должна иметь
какую-то причину, а именно знание этого мастера или кого-нибудь
другого, у кого он ее перенял, - так и представдение о Боге
в нас не может иметь причиной никого кроме Бога.
В четвертом Размышлении доказывается, что все те вещи,
которые мы ясно и определенно воспринимаем, являются истинными,
и вместе с тем излагается, в чем смысл и основание ложного.
Это знать необходимо, как для подкрепления предыдущего, так
и для понимания последующего. (Заметим при этом, что речь
там никоим образом не идет о погрешности или ошибке в поисках
добра и зла, но только в рассуждении об истинном и ложном.
Не рассматривается там и относящееся к области веры или практической
жизни, но только спекулятивные истины, познаваемые силой одного
лишь естественного света.)
В пятом не только объясняется телесная природа в целом,
но также новым пособом доказывается существование Бога. Здесь
опять встречаются некоторые трудности, которые затем будут
разрешены в ответах на возражения. Наконец, раскрывается истинность
того, что даже верность геометрических построений зависит
от познания Бога.
В шестом понимание отделяется от воображения и описьшаются
признаки их деления; доказывается, что рзум дествительно отделен
от тела и в то же время так тесно связан с ним, что вместе
они создают некое единство; приводятся все ошибки, обычно
происходящие от чувств, и излагаются способы, которыми можно
их избежать, и, наконец, сообщаются все доводы, ведущие к
заключению о существовании вещей материального мира. Не то
чтобы я считал их такими уж необходимыми в доказательстве
того, что они доказывают, а именно что и впрямь существует
какой-то мир, люди имеют тела, и прочие подобные вещи, в которых
ни один здравомыслящий человек никогда серьезно не сомневался.
Я излагаю их потому, что по их разумении становится ясным,
что не столь они прочны и не столь наглядны, как те, с помощью
которых приходим мы к постижению нашего разума и Бога; так
что эти последние могут считаться самыми верными и самыми
очевидными из всех, доступных вообще человеческому уму. Целью
своей в этих Размышлениях полагаю я доказательство одной лишь
этой вещи и поэтому не перечисляю здесь тех различных вопросов,
которые там затрагиваются попутно.
Оглавление
| Размышление первое | Размышление
второе | Размышление третье
| Размышление четвертое |
Размышление пятое | Размышление
шестое
|