«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Йога  

 

 

 

 

          Йога

 

 


     Философский анализ теории и практики йогов мы дадим в главе, посвященной Вивекананде. Здесь же ограничимся лишь общей характеристикой этой школы, ее учения.

 

     Йога (по-санскритски буквально «соединение»; имеется в виду соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой, богом) - религиозно-идеалистическая система, основателем которой принято считать Патанджали (около II в. до н. э.).

 

     В слиянии («соединении») души с богом йоги усматривают высший смысл жизни человека, «цель жизни». Йога, в отличие от других идеалистических школ Индии, преимущественное внимание уделяет тем средствам и технике, с помощью которых якобы можно достичь этой цели; под йогизмом чаще всего и понимают эту сторону учения данной школы.

 

     Для того, чтобы душа могла постигнуть бога и раствориться в нем, утверждают йоги, необходимо отвлечь свои мысли от мирской жизни, представляющей собой внешнее, преходящее и неистинное бытие, очистить от конкретно-эмпирического содержания свое сознание и сосредоточить его в самом себе. Считается, что в этом состоянии, описываемом как состояние внутреннего прозрения, глубокого транса или мистической интуиции, душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в божественное лоно, от которого была временно ими отделена. Предполагается, что достижению этой цели способствует разработанная йогами психофизическая дисциплина - довольно сложный комплекс, в состав которого входят ряд физических упражнений и телоположений, требующих подчас поистине акробатического искусства; особые приемы контроля за дыханием; определенные нормы питания и профилактики и соответствующие правила поведения.

 

     Генезис этой практики йогов восходит к магии и эзотеризму общинно-племенного строя, а именно к древней вере в таинственную жизненную энергию - кундалини, которая якобы, подобно свернутой змее, дремлет обычно в человеке в нижней части его спинного хребта, где, согласно традиционной индийской медицине, расположен один из важнейших нервных центров. При выполнении определенных упражнений эта жизненная сила якобы может проснуться, подняться в верхние части тела и соединиться с богом, вследствие чего человек приобретает сверхъестественные оккультные силы. Наряду со всей этой мистикой и шаманством в арсенале йогизма за длительную историю его существования накопилось известное количество рациональных народных наблюдений в области медицины и психологии о взаимозависимости духовного и физического состояния человека (изречение «в здоровом теле здоровый дух» встречается в санскритских источниках, датируемых еще VII-VI вв. до н. э.) и о возможности с помощью определенных физических приемов и самовнушения оказывать влияние на психику человека и некоторые физиологические отправления его организма. В практике йогизма преобладают не физические движения, а система определенных телоположений (асаны), часть которых приемлема и для людей преклонного возраста. Так, например, Д. Неру сообщает, что выполнение некоторых наиболее простых и доступных упражнений йогов оказывало на него благотворное влияние во время длительных тюремных заключений.

 

     Однако практика йогов имеет целью не физическое развитие человека - это для них побочный продукт. Главное в йогизме - методическое достижение состояний транса и мистического экстаза, осуществляемое за счет намеренного расшатывания и разрушения условно-рефлекторных и динамически-стереотипных связей, выработанных человеком в процессе приспособления к окружающей действительности. Основную роль при этом играет искусство самовнушения и самогипноза, которое в сочетании с физическими упражнениями может приводить к феноменальным результатам. Так, опытные йоги, подавляя одни физиологические функции своего организма и активизируя другие, могут на известный период привести себя в состояние клинической смерти, во время которого они приостанавливают дыхание и как бы погружаются в спячку. В Индии популярна такая демонстрация «чудесных» достижений этой дисциплины, как закапывание йога в землю (причем исключается возможность махинаций и обмана) и по истечении определенного срока (до нескольких суток) извлечение его оттуда вполне здоровым.

 

     Разумеется, здесь действует не таинственная жизненная сила кундалини, покидающая будто бы на этот срок человеческое тело, а происходят естественные процессы, вполне совместимые с возможностями человеческого организма. В последнее время эти процессы все более привлекают внимание ученых: в индийской печати нередко появляются сообщения об оснащенных современным медицинским оборудованием научных экспедициях, главным образом американских, направляемых в йогические обители (ашрамы) Индии для изучения йогов во время состояний транса. В некоторых индийских газетах была даже выдвинута идея о том, что йогизм может оказаться полезным для будущих космонавтов. Следует, однако, иметь в виду, что овладение этим искусством требует очень длительного времени; и хотя в Индии учиться ему начинают с детского возраста, продолжая это занятие десятилетиями, все же настоящими йогами становятся очень немногие, причем они крайне неохотно делятся своими секретами. Поэтому без соответствующей подготовки и тренировки попытки осуществить наиболее эффектные опыты йогов заканчиваются, как правило, весьма печально. Западный исследователь йогизма Пирс Жервис рассказывает довольно типичную в этом отношении историю. Однажды он стал свидетелем трагического зрелища, когда вынимали из земли труп заживо похоронившего себя известного йога, надеявшегося по истечении двухнедельного пребывания в своей без обмана сделанной могиле воспрянуть из мертвых; однако его ученик так и не смог вернуть своего наставника к жизни, несмотря на самое усердное выполнение соответствующих инструкций.

 

     Ввиду слабой изученности этого вопроса пока еще трудно сказать, что в сообщениях о «чудесах» йогов соответствует действительности, а что является выдумкой. Несомненно лишь то, что большинство рациональных моментов учения йогов, имеющих позитивное значение для укрепления здоровья человека, либо прямо входит в арсенал научной медицины и физической культуры, либо в принципе предусматривается ими.

 

     Что же касается той стороны практики йогов, которая связана с трансовыми состояниями мистической интуиции, то вполне очевидно, что она может процветать лишь в атмосфере социального паразитизма и свободы от общественно полезной деятельности.

 

     В современной Индии многочисленные йогические ордена и секты играют, безусловно, реакционную роль.

 

     На Западе йогизм начал привлекать к себе внимание примерно со второй половины XIX в., когда он был особенно разрекламирован А. Шопенгауэром. С тех пор йогизм превозносится здесь как самое характерное для Индии явление и даже как ее «высшее достижение» в области духовной культуры. Более того, постоянно раздаются голоса о том, что йогизм является великим даром Индии Западу, который должен усвоить это учение в качестве надежного средства достижения «спокойствия духа». Примерно с 20-х годов XX в. в Европе и Америке стали возникать специальные йогические центры, занимающиеся пропагандой философии и практики йогизма. В настоящее время особенно много таких центров существует в США и Западной Германии.


     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>



 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100