|
Йога
Философский анализ теории и
практики йогов мы дадим в главе, посвященной Вивекананде.
Здесь же ограничимся лишь общей характеристикой этой школы,
ее учения.
Йога (по-санскритски буквально
«соединение»; имеется в виду соединение индивидуальной души
человека с абсолютной душой, богом) - религиозно-идеалистическая
система, основателем которой принято считать Патанджали (около
II в. до н. э.).
В слиянии («соединении») души
с богом йоги усматривают высший смысл жизни человека, «цель
жизни». Йога, в отличие от других идеалистических школ Индии,
преимущественное внимание уделяет тем средствам и технике,
с помощью которых якобы можно достичь этой цели; под йогизмом
чаще всего и понимают эту сторону учения данной школы.
Для того, чтобы душа могла
постигнуть бога и раствориться в нем, утверждают йоги, необходимо
отвлечь свои мысли от мирской жизни, представляющей собой
внешнее, преходящее и неистинное бытие, очистить от конкретно-эмпирического
содержания свое сознание и сосредоточить его в самом себе.
Считается, что в этом состоянии, описываемом как состояние
внутреннего прозрения, глубокого транса или мистической интуиции,
душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в
божественное лоно, от которого была временно ими отделена.
Предполагается, что достижению этой цели способствует разработанная
йогами психофизическая дисциплина - довольно сложный комплекс,
в состав которого входят ряд физических упражнений и телоположений,
требующих подчас поистине акробатического искусства; особые
приемы контроля за дыханием; определенные нормы питания и
профилактики и соответствующие правила поведения.
Генезис этой практики йогов
восходит к магии и эзотеризму общинно-племенного строя, а
именно к древней вере в таинственную жизненную энергию - кундалини,
которая якобы, подобно свернутой змее, дремлет обычно в человеке
в нижней части его спинного хребта, где, согласно традиционной
индийской медицине, расположен один из важнейших нервных центров.
При выполнении определенных упражнений эта жизненная сила
якобы может проснуться, подняться в верхние части тела и соединиться
с богом, вследствие чего человек приобретает сверхъестественные
оккультные силы. Наряду со всей этой мистикой и шаманством
в арсенале йогизма за длительную историю его существования
накопилось известное количество рациональных народных наблюдений
в области медицины и психологии о взаимозависимости духовного
и физического состояния человека (изречение «в здоровом теле
здоровый дух» встречается в санскритских источниках, датируемых
еще VII-VI вв. до н. э.) и о возможности с помощью определенных
физических приемов и самовнушения оказывать влияние на психику
человека и некоторые физиологические отправления его организма.
В практике йогизма преобладают не физические движения, а система
определенных телоположений (асаны), часть которых приемлема
и для людей преклонного возраста. Так, например, Д. Неру сообщает,
что выполнение некоторых наиболее простых и доступных упражнений
йогов оказывало на него благотворное влияние во время длительных
тюремных заключений.
Однако практика йогов имеет
целью не физическое развитие человека - это для них побочный
продукт. Главное в йогизме - методическое достижение состояний
транса и мистического экстаза, осуществляемое за счет намеренного
расшатывания и разрушения условно-рефлекторных и динамически-стереотипных
связей, выработанных человеком в процессе приспособления к
окружающей действительности. Основную роль при этом играет
искусство самовнушения и самогипноза, которое в сочетании
с физическими упражнениями может приводить к феноменальным
результатам. Так, опытные йоги, подавляя одни физиологические
функции своего организма и активизируя другие, могут на известный
период привести себя в состояние клинической смерти, во время
которого они приостанавливают дыхание и как бы погружаются
в спячку. В Индии популярна такая демонстрация «чудесных»
достижений этой дисциплины, как закапывание йога в землю (причем
исключается возможность махинаций и обмана) и по истечении
определенного срока (до нескольких суток) извлечение его оттуда
вполне здоровым.
Разумеется, здесь действует
не таинственная жизненная сила кундалини, покидающая будто
бы на этот срок человеческое тело, а происходят естественные
процессы, вполне совместимые с возможностями человеческого
организма. В последнее время эти процессы все более привлекают
внимание ученых: в индийской печати нередко появляются сообщения
об оснащенных современным медицинским оборудованием научных
экспедициях, главным образом американских, направляемых в
йогические обители (ашрамы) Индии для изучения йогов во время
состояний транса. В некоторых индийских газетах была даже
выдвинута идея о том, что йогизм может оказаться полезным
для будущих космонавтов. Следует, однако, иметь в виду, что
овладение этим искусством требует очень длительного времени;
и хотя в Индии учиться ему начинают с детского возраста, продолжая
это занятие десятилетиями, все же настоящими йогами становятся
очень немногие, причем они крайне неохотно делятся своими
секретами. Поэтому без соответствующей подготовки и тренировки
попытки осуществить наиболее эффектные опыты йогов заканчиваются,
как правило, весьма печально. Западный исследователь йогизма
Пирс Жервис рассказывает довольно типичную в этом отношении
историю. Однажды он стал свидетелем трагического зрелища,
когда вынимали из земли труп заживо похоронившего себя известного
йога, надеявшегося по истечении двухнедельного пребывания
в своей без обмана сделанной могиле воспрянуть из мертвых;
однако его ученик так и не смог вернуть своего наставника
к жизни, несмотря на самое усердное выполнение соответствующих
инструкций.
Ввиду слабой изученности этого
вопроса пока еще трудно сказать, что в сообщениях о «чудесах»
йогов соответствует действительности, а что является выдумкой.
Несомненно лишь то, что большинство рациональных моментов
учения йогов, имеющих позитивное значение для укрепления здоровья
человека, либо прямо входит в арсенал научной медицины и физической
культуры, либо в принципе предусматривается ими.
Что же касается той стороны
практики йогов, которая связана с трансовыми состояниями мистической
интуиции, то вполне очевидно, что она может процветать лишь
в атмосфере социального паразитизма и свободы от общественно
полезной деятельности.
В современной Индии многочисленные
йогические ордена и секты играют, безусловно, реакционную
роль.
На Западе йогизм начал привлекать
к себе внимание примерно со второй половины XIX в., когда
он был особенно разрекламирован А. Шопенгауэром. С тех пор
йогизм превозносится здесь как самое характерное для Индии
явление и даже как ее «высшее достижение» в области духовной
культуры. Более того, постоянно раздаются голоса о том, что
йогизм является великим даром Индии Западу, который должен
усвоить это учение в качестве надежного средства достижения
«спокойствия духа». Примерно с 20-х годов XX в. в Европе и
Америке стали возникать специальные йогические центры, занимающиеся
пропагандой философии и практики йогизма. В настоящее время
особенно много таких центров существует в США и Западной Германии.
<<
Предыдущая | Содержание
| Следующая >>
|