«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


ПРАБУДДХА БХАРАТАПрабуддха Бхарата | ноябрь 1995  

                   

 

 

                        

 

      ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

     В Тайтиррия Упанишаде сказано:

 

 

     "В действительности, из Брахмана произошло пространство. Из пространства возник воздух. Из воздуха возник огонь. Из огня была создана вода. Из воды возникла земля. Из земли возникли растения. Из растений возникла пища. Из пищи возник человек. Как таковой, человек произошел из сущности пищи… (2.1)"

 

 

     На первый взгляд в контексте современных научных представлений эти взгляды являются архаическими и неуместными. Однако в своих комментариях на приведенный выше текст Шанкара раскрывает его скрытый смысл: человеческое существо является лучшим результатом космического творения. В создании человеческого существа эволюционная цепочка достигла своей кульминации. Только в человеке способности понимания, достижения, контроля и творчества получили наибольшее развитие. Примечательно, что только человек обладает возможностью постижения самого себя.

 

 

     Шанкара задается вопросом. Священные тексты говорят, что "человек был рожден из пищи…" Пища, употребленная родителями, частично преобразуется в воспроизводящую жидкость, из которой рождаются дети. Но так происходит у всех живых существ. Так как все существа без исключения представляют собой видоизменение квинтессенции пищи и в равной степени происходят от Брахмана, почему священные тексты определяют человека как его последнее произведение?

 

 

     Шанкара отвечает следующим образом: из-за исключительности человека.

 

 

     В чем состоит исключительность человека?

 

 

     Согласно Шанкаре, человек исключителен в силу своей способности получения кармы и знаний. Потому что только обладающий желаниями, знаниями и способностями человек для осуществления этих желаний может выполнять обряды и обязанности, а также, обладая способностью различения, может получать знания, стремиться к определенным результатам и беспокоиться о достижении своих целей. Об этом, по словам Шанкары, говорит другой ведический текст:

 

 

     Purushe tvevaavistaraamaamtmaa, sa hi prajnaanena sampannatamo, vijnaatam vadati, vijnaatam pasyati, veda svastanam, veda lokaalokau, martyenaamrtamiipsati, ityevam sampannah; arthetaresaam pasuunaamasanaapipaase evaabhivijnaanam.

 

 

     "Только в человеке наиболее полно проявлено высшее "я", потому что он наделен разумом. Он говорит о том, что знает и видит то, что знает; он знает, что произойдет завтра; он знает высшие и низшие миры; он стремится обрести духовность через смертные вещи. Таким образом, человек наделен проницательностью, тогда как другие существа осознают только голод и жажду" (Айтарея Араньяка, II.3.2.5).

 

 

     Таким образом, несмотря на то, что текст Тайтиррия Упанишады дает достаточно замысловатое описание творения, все же, согласно Шанкаре, в нем указывается на редкие качества человека. Этот текст косвенно воодушевляет человека применять и совершенствовать эти качества, в особенности свою потребность в получении знания. Ибо в конце совершенного знания, которое безусловно должно заключать в себе знание о самом человеке, находится бессмертие.

 

 

     Для более лучшего понимания сформулируем это несколько по-другому: человек является особенным существом из-за непревзойденной способности к осуществлению кармы, т.е. разнообразных целенаправленных действий. Он действует не механически, а разумно. Он неутомим в своих попытках улучшить качество своей деятельности и того, что получается в ее результате. Его феноменальная память помогает ментальной реконструкции прошлых действий и визуализации возможных способов их улучшения в будущем. Кроме того, по сравнению с другими существами во время работы человек в состоянии обучаться гораздо быстрее. Более того, он может постоянно открывать новые взаимосвязи из того, чему он уже научился.

 

 

     Различные виды деятельности приносят разную информацию и опыт, которые человек может систематизировать и превращать в знание. Его способность к исследованию, выводам, умозаключениям и открытию новой информации поистине уникальна. В дополнение, человек изобрел различные механизмы для усиления работы органов чувств, а также механизмы для проектирования более совершенных механизмов в целях улучшения своей кармы и знаний.

 

 

     Таким образом, человек имеет особое отношение к карме, так как он способен к целеустремленной и новаторской работе. Он может диверсифицировать свою деятельность разными способами. Его стремление к достижению совершенства с помошью работы поистине неистощимо. Его образ деятельности создает большой объем знаний.

 

 

     Также удивительно и отношение человека к знанию. Он может передавать мысли, делиться знаниями и, таким образом, производить новое знание. "Он видит то, что он знает", т.е. он обладает необычайной силой переноса идей и представлений в диаграммы, образы и объекты. Обладая силой визуализации на основе тенденций, вызывающих эти образы и схемы, "он знает что произойдет завтра": с рациональной точностью, неизвестной другим существам, человек способен делать долгосрочные прогнозы.

 

 

     Человек не ограничивается стереотипными паттернами кармы и знания. Также он не остается удовлетворенным различными вещами и ситуациями как заранее данными. Он манипулирует, реорганизует и развивает их: "Он знает высшие и низшие миры". Другими словами, он понимает, видит и помнит различие между более ранними состояниями и возникшими впоследствии, начиная с улучшения материальных условий, планомерного обретения знания, построения сложной общественной жизни, культурной изысканности, осознания личного достоинства и морали, которая побуждает его ограничивать свои импульсы и желания в соответствии с нуждами других людей.

 

 

     Поэтому можно сказать, что по способу построения кармы, жизненного опыта, знаний, памяти и предпочтений человек превосходит остальные существа.

 

 

     Таким образом, получая самое лучшее в этом мире, человеческие существа вынуждены искать продления срока своей жизни. В конце концов, кто сможет вынести перспективу потери заработанных тяжелым трудом приобретений? Поэтому "он стремится обрести бессмертие через смертные вещи". Безусловно, это является наиболее поразительным аспектом человеческой личности: желание жить в вечности.

 

 

     Несмотря на свои способности и ослепительные достижения, человек осознает свою смертность. Большинство людей боится одного упоминания или мыслей о смерти. Немногие приходят к согласию со смертью, предаваясь ей как неизбежному концу. Для остановки процесса старения и продления жизни некоторые безнадежно прибегают к медицинской помощи. Для того, чтобы продлить срок жизни среди своих приобретений, родственников и различных удовольствий, многие люди обращаются к религии в надежде получить помощь определенного божественного существа.

 

 

     Все вышеупомянутые попытки напрасны. Обычная логика подсказывает, что вещи, которые сами по себе являются смертными и изменчивыми, никогда не смогут создать нечто постоянное и бессмертное. Более того, здравый смысл говорит, что вещи, являясь обычными изделиями, со временем вырождаются. Поэтому поиск бессмертия для человеческих существ, которые являются обычной производной от "сущности пищи", представляет собой явную глупость.

 

 

     Однако надежду на бессмертие нельзя считать необоснованной. Тем или иным образом, в то или иное время жизни каждый человек испытывает желание не умирать. В действительности, это желание отождествляется Упанишадами с первичной уникальностью человека. Несомненно, что оно является наиболее исключительной чертой человеческой личности. Другие существа также инстинктивно пытаются спасти себя. Но стремление обрести бессмертие, о котором упоминает приведенная выше цитата из Айтарея Араньяки, этот преднамеренный и сознательный поиск бессмертия, является исключительно человеческим. Несмотря на то, что человек не в состоянии достичь бессмертия с помощью смертных средств, он не теряет надежды. В действительности он нашел необходимые средства для достижения этой цели. Это и есть то, на что намекал Шанкара, которого мы уже цитировали в начале дискуссии: эти средства являются нематериальными и представляют собой познание Атмана, т.е. обретение наивысшего знания относительно самого себя.

 

 

     Не вдаваясь в подробности дискуссии о том, каким образом самопознание приводит к бессмертию, становится ясно: человек уникален в силу своей жизнедеятельности, знания, которое порождает эта деятельность, памяти, разборчивости, предвидения, чувства личного достоинства и сознательного поиска самопознания и бессмертия. Другими словами, до тех пор, пока эти качества не очевидны в человеке, он обладает человеческой природой только с внешней стороны, приближаясь к меньшим существам на эволюционной лестнице. С другой стороны, человек только тогда находится на пути становления полноценной человеческой личности, когда действия, знание, разум и т.д. ведут к поискам и постижению бессмертия.


 

 

 

     "Прабуддха Бхарата" или "Пробужденная Индия", ежемесячный журнал Ордена Рамакришны, ноябрь 1995 г. Данная публикация является редакционной статьей, написанной коллективом авторов.

 

 

 

 

 

     (С) Веданта.ру

 

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100