«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ЙОГА ОТ БЕРЕГА  ДО БЕРЕГАСвами Сатьянанда Сарасвати |Йога  

 

 

      

 

      Свами Сатьянанда Сарасвати

 

 

     "Йога"

 

 

 

      Слово "йога" давно стало международным термином. Нет такой страны, в которой люди бы не интересовались этой великой и древней наукой. Однако многие имеют о йоге достаточно туманное представление, считая, что система йоги не предназначена для тех, кто ведет обычную жизнь, а только для тех, кто стремится к самореализации или определенному религиозному опыту.

 

 

       В таком коротком выступлении невозможно подробно описать огромный потенциал йоги, имеющий непосредственное отношение к жизни человека и эволюции его разума. Тем не менее я смогу вкратце рассказать о великой науке йоги, которая приходит на помощь опустившемуся человечеству и его разрушающемуся разуму.

 

 

       Около 15 лет тому назад, когда я впервые начал подробное изложение йоги для всех желающих, я даже не предполагал, что она будет играть такую активную роль в жизни цивилизованных, нормальных, образованных и культурных людей, имеющих в своем распоряжении любые средства для жизни и наслаждения. В настоящее время повсеместно состояние ума молодежи испорчено или ослаблено из-за употребления наркотиков. Молодежь живет практически с искалеченным или парализованным рассудком. Несмотря на то, что в большинстве стран мира молодым людям доступна медицинская помощь, зачастую они восстанавливаются и приходят в себя именно через практику йоги. Не только подобные случаи, но даже реальные и иллюзорные психологические отклонения и проблемы, проявляющие себя по мере развития современной цивилизации в форме напряжений, нервных срывов и неврозов, успешно устраняются с помощью различных практик йоги. Мой опыт общения с психическими больными, преступниками, испорченными детьми и людьми, страдающими от запоздалого развития, прояснил следующий факт: систематическая практика йоги может осуществить полное возрождение человеческой личности.

 

 

       Каково определение йоги? Вкратце, йога представляет собой систему, которая ведет к раскрытию более сильного сознания в человеке через определенные физические, психологические, психосоматические и духовные переживания. Слово "йога" буквально означает единение, со-единение, поглощение или, что лучше, слияние. Йога означает процесс связи или интеграции более низкого сознания с более высоким и могущественным сознанием в человеке. Подобно тому, как реки впадают в океан и сливаются с ним, аналогичным образом человеческое существо, которое обладает незначительным разумом, узким сознанием, ограниченным осознанием и испытывает сильные страдания, с помощью практики йоги может достичь слияния более низкого ограниченного сознания с безграничным и бесконечным сознанием, стать счастливым, спокойным и наполниться знанием. Все практики йоги развивают такое состояние ума и тела, в котором человек может заниматься практикой концентрации, медитации, однонаправленности и полной интеграции с высшим "я".

 

 

       Сознание и осознание человека находятся в процессе постоянного развития, скорость которого определяется законами природы. Развитие моего сознания и эволюция сознания всего человечества зависит в основном от законов природы, поэтому скорость его развития является очень медленной. За несколько тысячелетий сознание человека смогло развиться до определенного уровня. Однако потребуются многие тысячелетия, чтобы мое сознание достигло своего окончательного развития. Несмотря на это, через практику йоги человек может форсировать скорость эволюции сознания. Тогда исчезнет необходимость ждать на протяжении многих столетий и даже в этой жизни вы сможете осуществить полноценное изменение своего сознания.

 

 

       В чем состоят различные практики йоги? Перед тем, как ответить на этот вопрос, я попытаюсь исправить некоторые ограниченные представления о ней. Некоторые люди думают, что в программу йоги входит только практика физических (асан) и дыхательных упражнений (пранаямы), однако это не совсем так. Я не говорю, что вы не должны заниматься асанами и дыхательными упражнениями, так как сами по себе они очень благотворны. Тем не менее, мне хотелось бы отметить, что они являются подготовительными практиками и представляют собой первый этап признания йоги в жизни человека.

 

 

       В то же время, эти так называемые физические упражнений йоги оказывают благотворное влияние не только на физическое тело человека. Ученые открыли, что асаны и пранаяма также влияют на отрицательные психосоматические, ментальные и витальные условия, которые проявляются в форме психологических заболеваний. Через практику определенных физических поз можно успешно вылечить такие состояния ума, как беспокойство, тревогу, невроз, бессонницу и волнения, потому что асаны оказывают воздействие на эндокринные железы. Через их стимуляцию практика асан приводит не только к устранению различных физических изъянов и проблем, но также к исправлению неуравновешенности человеческого ума.

 

 

       Примечательно, что довлеющие над современным поколением суицидные комплексы были успешно излечены простым оживлением крестцовой железы и мускулов в крестцовой области, которая в йоге называются муладхара чакрой. Этот центр, находящейся в нижней части туловища, а именно в промежности, известен также как крестцовое сплетение. Это очень важный центр, который оказывает влияние на головной мозг человека. Когда человек предрасположен к совершению самоубийства или же доведен до полного отчаяния и разочарования, вместо того, чтобы пичкать его религией или подвергать психологическому лечению, постарайтесь оживить его крестцовое сплетение или муладхару, и его психологическое отношение к жизни будет исправлено. Я знаю, что это - бесспорный факт. Тем не менее, сейчас я не стану подробно обсуждать различные физические позы.

 

 

       Пранаяма или дыхательная система йоги является очень мощным инструментом для осуществления контроля над различными движениями головного мозга человека. Исследования некоторых современных ученых дают этому подтверждение. Головной мозг отвечает за ментальное поведение человека; когда он осциллирует или вибрирует, проявляются сомнительные и разрушительные мысли и импульсы. В результате в мыслях, эмоциях и действиях человека возникают проблемы определенного рода. С помощью силы, которая известна как прана и которую даже можно назвать энергией человека, мы пытаемся через практику пранаямы оживить головной мозг. Здесь позвольте мне перейти на тему йоги и медитации.

 

 

       На Западе под медитацией понимается процесс созерцания определенной идеи, но я определяю медитацию как процесс развития осознания, с помощью которого мы пытаемся приблизиться к высшему "я". В медитации человек пытается обрести полное знание своего разума, а также систематически тренировать и контролировать его бесконечный потенциал. Этот метод достаточно прост. В медитации мы успокаиваем свое тело, создаем состояние уравновешенности и неподвижности в пранической системе, подвергаем свой разум воздействию осознания и затем пытаемся пробудить сознание от низшего к высшему "я". Медитация может показаться очень сложной, но я уверяю вас, что это не так; это самое простое, на что когда-либо был способен человек. Сложность состоит в том, чтобы найти подходящую технику, потому что она должна соответствовать темпераменту человека. Некоторые находят, что им легко дается концентрация на звуке, тогда как другие могут хорошо концентрироваться на определенном центре тела; третьи предпочитают концентрироваться на дыхании, тогда как остальные выбирают внутренние или внешние объекты. Поэтому прежде всего необходимо определить, какая практика подходит для конкретного человека в соответствии с уровнем его развития.

 

 

       Из сотен и тысяч медитационных практик с теоретической точки зрения я сейчас объясню одну очень простую практику. Возможно, что она подойдет и вам, однако не стоит полагать, что это - единственная практика медитации, так как она является только кратким вступлением, чтобы помочь вам начать заниматься собственной практикой медитации.

 

 

       В начале вы можете сидеть на диване или в обычном кресле, но потом, по мере вашего развития, вы должны использовать одну из сидячих поз: падмасану или сиддхасану. Период начальной практики не должен занимать больше 10 минут. Это значит, что на протяжении 10 минут вы не должны двигать ни одной частью тела, одновременно находясь с закрытыми глазами. На протяжении 10 минут позвоночник находится в вертикальном положении. В начале практики нет большой разницы, сидите ли вы на диване или положа ногу на ногу. Важно, чтобы спина находилась в прямом положении, так как это контролирует симпатическую, парасимпатическую и центральную нервные системы. Если вы занимаетесь практикой асан и пранаямы, тогда вы должны медитировать после них, а не перед ними.

 

 

       Таким образом, сидя с закрытыми глазами и будучи полностью расслабленными, вы не должны пытаться концентрироваться. Концентрация начнется, когда пройдет определенное время, но не с самого начала занятий. Поначалу пытайтесь только практиковать осознание, а не концентрацию. Между осознанием и концентрацией существует различие. Осознание спонтанно, а концентрация включает в себя усилие.

 

 

       Находясь с закрытыми глазами, прежде всего не пытайтесь ничего делать около полутора минут: только осознавайте свое физическое строение, которое мы так хорошо знаем - физическое тело, в котором вы живете и передвигаетесь на протяжении последних 20, 30, 40 или 50 лет. Это физическое тело должно быть объектом осознания на протяжении не более полутора минут. После этого вы должны осознать его неподвижность и устойчивость. Многие люди неподвижны, однако они не осознают этого факта. Это подсознательная неподвижность, а в медитации вы должны практиковать сознательную неподвижность: "Я неподвижен и я знаю, что я неподвижен". Таким образом, поначалу вы занимаетесь одновременно осознанием тела и его неподвижности.

 

 

       После этого, когда вы превратили себя в статую, попытайтесь осознать свое естественное дыхание. Мы знаем, что мы всегда дышим, однако мы делаем это бессознательно. Хорошо, в этой практике дыхание остается обычным, за тем исключением, что мы делаем это сознательно. Необходимо поддерживать осознание: "Я вдыхаю, я выдыхаю, я вдыхаю, я выдыхаю". На протяжении полутора минут это должно быть постоянной формой вашего осознания.

 

 

       Теперь нужно наблюдать за дыханием в различных частях своего тела. Наблюдайте за ним в горле; затем - между пупком и горлом наподобие восходящего и нисходящего пути; далее вообразите на несколько секунд, что дыхание проходит из межбровья в голову, туда и обратно. После этого сознательно практикуйте осознание дыхания в различных частях тела. Я задал только четыре позиции для осознания дыхания, на самом деле их гораздо больше.

 

 

       После этого к дыханию нужно добавить мантру, т.е. определенное слово, например, Со Хам или Клиим, практикуя ее в уме на передней стороне тела, т.е. между горлом и пупком; или же практикуйте умственно Со Хам между межбровным центром и задней частью головы. Как и раньше, сперва осознавайте дыхание, затем ментально добавьте мантру в форме Со Хам или любого другого звука.

 

 

       Занимайтесь данной практикой, как я объяснил вам, на протяжении определенного времени. После этого откройте для себя центр, объект или точку медитации и затем продолжайте свои занятия. Можно заниматься практикой медитации на муладхара чакре в промежности или на аджна чакре на вершине позвоночника, или же на любой форме или образе в уме. Я указал только на некоторые психические центры, которых на самом деле гораздо больше. Вы должны самостоятельно выбрать центр для практики, так как у каждого человека существует определенный центр, который достаточно развит.

 

 

       Занимайтесь практикой концентрации на точке, которую вы выбрали, например, два раза в день по 10 минут с полной устойчивостью, открытыми глазами и без малейшего напряжения. В определенные дни вы будете испытывать очень хорошую, тонкую медитацию, а в другие дни ничего не будет происходить. Однако это не так важно. Если практика будет продолжаться каждый день, тогда сознание, т.е. другое, более высокое сознание, начнет открываться даже без вашего ведома.

 

 

 

       Протестантская Церковь, Белфаст

      

 

 

      (перевод Бродова А.А. - старшего)

 

 

 

      (С) Веданта.ру

 

 

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100