«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ОГЛАВЛЕНИЕ Лекция третья | ШРИ РАМАКРИШНА И ЕГО МИССИЯ  

 

 

 

                  Лекция третья

 


                  ШРИ РАМАКРИШНА И ЕГО МИССИЯ

 



      Конечно, все мы в определенной степени знаем о Рамакришне. На русский язык переведена книга Ромена Роллана. Рамакришна - это пророк современной Индии, который родился в 1836 году и прожил 50 лет до 1886 года. Несколько лет спустя его ученик Свами Вивекананда появился на Всемирном парламенте религий в Чикаго и представил его послание ведущим ученым. Вивекананда понимал, что если ничего не сделать для сохранения памяти Рамакришны, то мир ничего не узнает о его жизни. Это было бы большой потерей. Чтобы поддержать его идеи и идеалы, он учредил монашеский орден и основал храм Рамакришны. Может быть, сейчас вы мне не поверите, но Вивекананда считал жизнь Рамакришны великим историческим свершением. Она несла миру особое послание, весть, в которой мир очень нуждается.


      Рамакришна появился в тот критический момент, когда мировая цивилизация вступила в очень сомнительное состояние. Положение Индии было очень плохим. Ситуация в мире получила новый поворот с развитием науки и техники. Мы выбрали такой стиль жизни, который на самом деле недостаточен для реального прогресса человечества. Современная цивилизация отказалась от вековечных религиозных традиций. Индия продолжала свои религиозные традиции более 5000 лет, Христианство - 2000 лет. Буддизм насчитывает 2500 лет, Ислам - 1500 лет. Мир вдруг решил, что древние учения этих религий являются ложными. Великий Ньютон открыл законы природы. Он заявил, что творение может быть объяснено законами природы и что нет нужды в понятии Бога. Великого ученого услышал весь мир. Люди ведических времен видели Бога в природе. Теперь же люди решили, что Бог - это обычная легенда, миф. Затем появился великий Дарвин. Он объяснил теорию эволюции. Люди услышали его и поняли, что человек произошел в соответстви с законами природы и что он больше не нуждается в Боге. Итак, великий Ньютон исключил Бога из природы, а великий Дарвин исключил Бога из человека. Потом появился еще один великие ученый - психолог Зигмунд Фрейд. Он объяснил, что все внутренние чувства, страсти и страхи человека являются результатом его внутренней похоти. И он исключил Бога из души! Видя такое состояние дел, разве человек может услышать учение о Боге? Из-за того, что наука создала для людей технологические удобства, они стали уважать ее как таковую. В силу того, что наука много сделала для материального прогресса, ее утверждения относительно Бога стали восприниматься как окончательные истины.


      Конечно, ученые - это великие учителя мира, каждый в своей области, но они некомпетентны в разговоре о Боге. Однако они объяснили, что нет реальной нужды в Боге. Все, что было хорошего в человеке, все было низведено на материальный уровень, а на этом уровне нельзя обрести мир, покой и счастье. Материальный комфорт - это еще не все в жизни. Он не может дать счастье и принести покой в душу. До сих пор вопрос остается открытым. Существует ли Бог? Каждый человек задумывается над этим вопросом. До последних 2000 лет этот вопрос был не очень актуален. Потом появилось сомнение. А есть ли Бог? Конечно, было много религиозных учителей, однако никто из них не мог дать убедительного ответа на вопрос о существовании Бога. До сих пор это остается большой проблемой.


      В этот критический момент появился Рамакришна, простой человек из деревни. Удивительно, но он не получил современного образования. Он научился немногому - разве что умел писать. Однако в ходе своей духовной практики он стал святым. Не изучая никаких учебников и наук, он приобрел знания, недоступные другим людям. В чем же состоит источник этих знаний? Это знание пришло изнутри. У человека есть ложное представление, что он приобретает знания извне. Знание Рамакришны проистекало изнутри. После своих духовных опытов Рамакришна очень убедительно ответил на вопрос, действительно ли существует Бог. Он сказал: "Я видел Бога, только видел Его лучше, чем всех вас сейчас". Он пообещал своему ученику:"Если захочешь, я покажу Его тебе".


      Постижение Бога является единственной целью каждого человеческого существа. Рамакришна дает ясный ответ на вопрос, зачем нужна эта жизнь и в каком направлении нужно идти. Да, существует определенное направление и цель в жизни. Несомненно, человек совершает достижения в различных областях жизни. Это приносит ему удовлетворение. Но проблема все-таки остается. Приходит время, когда каждый спрашивает себя: "Чего же все-таки я добился? Вот у меня есть деньги, положение и уважение. Полна ли моя жизнь, и чем она полна?" Рамакришна в своем послании миру говорит, что человек должен заниматься своей работой и выполнять свои обязанности. Откуда возникает вопрос о том, чтобы оставить семью? Если вы живете в миру, почему бы вам не жить как все. Когда вы поймете, что должны увидеть Бога, ваша жизнь не изменится, изменится лишь ее направление. Рамакришна даже говорил: "Вы двигаетесь к Богу, только неосознанно. Вы пришли от Бога и к Богу вернетесь. Это суждено каждому человеку". В этом состоит работа эволюции.


      Полное проявление себя означает единство с Богом. Если вы поймете это, вы поймете учение Христа: "Будьте совершенны так же, как Отец ваш небесный". Как иначе объяснить это утверждение? Вы стремитесь достичь совершенства, не зная этого сами. Даже мирская жизнь может стать путем к Богу, только мы должны изменить, исправить свое отношение к жизни.


      Разные религиозные пути являются путями к Богу. Рамакришна проделал огромную работу для всех людей. Он практиковал разные методы религии. В индуизме существует много сектантских путей. Есть путь тантры, путь вайшнавов, монистический путь и т.д. Все эти духовные пути Рамакришна осуществил на практике. В истории не было другого человека, который самостоятельно прошел бы различными религиозными путями. Каждый святой принимал определенный путь, которым он достигал Бога. Эти святые дали миру много блага и покоя. Если я скажу: "Я - христианин и хочу спасти мир, обратив всех в христианство", - тогда немедленно встанет мусульманин и скажет: "Я - мусульманин. И я хочу спасти мир, обратив всех в ислам". Кто прав? Как вы решите эту проблему? Вы скажете: "Я прав". Другой человек скажет, что он прав. Тогда давайте поборемся и посмотрим, кто кого победит. До сих пор все делается именно таким образом. Столкнувшись с этой проблемой, нужен был человек, который, испытав на себе христианство, ислам, сказал бы, кто же прав на самом деле.


      Рамакришна практиковал ислам со всеми его методами. В этот период он убрал из своей комнаты все изображения и портреты, потому что ислам не терпит изображения живого человека. Он перестал ходить в храм Кали, храм своей Божественной Матери. Он изменил свое платье и питание. Он принял мусульманского учителя и практиковал ислам согласно его методу. Цель ислама - постижение бесформенного Бога, который наделен качествами. Рамакришна достиг этой цели. У него было видение самого Пророка. Духовная практика Рамакришны уникальна.


      Он не мог читать. Он позвал человека, чтобы тот каждый день читал ему Библию. И на этой основе он стал медитировать, творя молитву Христу. Однажды, сидя перед изображением Мадонны с Младенцем и концентрируясь на нем, он увидел, что картина ожила. У него было видение Матери и Божественного Дитя. На протяжении нескольких дней он находился в состоянии транса, думая лишь о Христе. Затем однажды, когда он гулял в лесу, перед ним появился человек. "Это Иисус Христос", - понял Рамакришна. Фигура приблилась к нему и растворилась в его теле. Рамакришна описал внешность Христа. Он сказал ученикам, что видел Христа с чуть приплюснутым носом. Ученики знали, что Рамакришна не может говорить неправду, однако по этому поводу у них возникло сомнение, потому что обычно мы видим изображение Христа с тонким прямым носом. Позднее один из его учеников, Свами Шарадананда, будучи в Европе, задался специальной целью: найти изображение Христа, соответствующее описанию Учителя. Он посетил собор Святого Петра в Риме. Там он увидел скульптурное изображение Христа с приплюснутым носом.


      Рамакришна пробовал различные методы. Он понял назначение буддизма. Он заявил, что все пути ведут к одной цели - Богу. Бог пожелал, чтобы существовали различные религии в соответствии с особенностями народов. Религиозный человек думает: "Вот если бы весь мир стал придерживаться моей религии, то мы стали бы жить в покое и счастье". Может быть, это очень хорошая надежда, однако она неосуществима. Подобное отношение может принести много вреда. Если бы на то была воля Божья, мир находился бы уже под покровом одной универсальной религии. Рамакришна сказал: почему должна существовать только одна религия? У человека должна быть религия, которая ему нравится. Он приводил очень простой индийский пример. Предположим, добрая мать купила большую рыбу. У нее пятеро детей. Из этой одной рыбы она приготовит разные блюда. Мать знает, что один сын любит рыбный суп, другой, что помладше, любит жареную рыбу. У какого-то ребенка крепкий желудок, а кому-то нужно диетическое питание. У людей должен быть разный выбор, соответствующий разным стилям жизни. Потребность в различных религиях будет существовать всегда. Разве нам не ясно, что есть очень интеллектуальные люди, которые терпеть не могут эмоциональных и чувственных вещей, а есть люди очень активные и деятельные, которые не любят слушать разные философские толкования. Есть люди с психическими способностями, которые хотят мистических интерпретаций. Будет нехорошо, если всем вы предложите эмоциональную, чувственную религию. Если вы скажете, что они должны будут петь и рыдать, произнося имя Божье, это не всем понравится. Вот почему разные религии имеют разные назначения. Если религия не может удовлетворить всё разнообразие нужд человека, тогда она не может называться универсальной. Можно посмотреть с другой стороны. Предположим, все мы христиане и думаем, что христианство - единственная правильная религия. Тогда почему у нас есть более 20 сект? Я - католик, а ты - протестант. Почему это правильно? Рамакришна сказал бы, что все они правы. Я понимаю Библию по-своему. То, что я понял, тому я и буду следовать. Я буду понимать своего Христа по-своему. В области религий не должно быть никакого насилия. Человеческая природа различна. Нельзя равнять человеческий ум. Рамакришна говорил, что разнообразие сохранится, а нам надо исправлять догматическое отношение. Должен быть принцип: единство в разнообразии. Мы видим разнообразие в природе и человеке. За разнообразием стоит единство. Как человеческие существа мы различны, но как личности, индивидуальности - мы едины. Разнообразие есть необходимость творения. Ищите единство и принимайте разнообразие.


      Рамакришна пришел к выводу, что все пути ведут к Богу. И если все религии это примут, тогда человек сможет жить в лучшем мире, потому что религии - это пути к Богу. Вы можете сказать, что наш Бог не имеет формы, а у вас Бог имеет определенную форму. Как же мне принять вашего Бога? Т.е. остается еще какое-то беспокойство. Эта проблема, как показывает жизнь Рамакришны, тоже разрешима.


      Мать Кали - Бог Рамакришны. Он не был сильно знаком с философскими основами, но согласно верованиям представлял, что есть такая Мать Кали, которая сотворила Вселенную, которая ее сохраняет и которая может ее разрушить. Его семейным божеством был Рама. Он принадлежал к браминской семье. В ней поклонялись камню Рамы (Рагхувир - семейное божество Рамакришны - Бродов А.А.). Для вас это звучит странно, но ортодоксальные брамины - это что-то удивительное. Они выстраивают свою чистую жизнь вокруг одного камня. Они будут приносить цветы, предлагать пищу, часами сидеть в медитации около этого простого камня. Эти брамины считают, что он - живой Рама. Если они сталкиваются с какой-то семейной бедой и страдают, то они бегут в храм и, склоняясь перед этим камнем, просят Раму помочь. Камень - это символ. На самом деле они поклоняются своему Раме подобно тому, что испытываете вы, когда целуете крест. Вы делаете это с каким-то божественным чувством, не думая, что целуете металлический предмет. Итак, Рамакришна занимался поклонением образу Кали в храме Дакшинесвара. Вначале он ничего не знал о Кали! Его брат просто сказал ему: "Произноси эту мантру и совершай поклонение". Он отнесся к этому со всей серьезностью и спрашивал: "Мать, ты настоящая или просто выдумка? Если ты настоящая, выйди сюда и покажи мне свою форму". С таким настроением он совершал поклонение. Подобие безутешному ребенку он вопрошал: "Мать, ты появлялась перед святым Рампрасадом, ты появлялась перед святым Камалакантой. Почему ты не приходишь ко мне?" И так он проводил все больше и больше времени в мыслях о Матери. Ему уже не хотелось покидать храм, ему хотелось всегда находиться рядом с матерью и молить ее, чтобы она пришла к нему. Потом он стал ходить в лес, сидеть в одиночестве и плакать. Но Матери не было и следа. Он не мог освободиться от сомнения, существует ли Божественная Мать или нет, реальна она или нет. Потом он решил так: наверное, Мать не приходит ко мне, потому что мой разум темен. Во мне много браминской гордости: я думаю, что я более великий, чем бедные люди. Он слыхал, что от рождения у каждого человеческого существа есть восемь оков. Одно из них - кастовая гордость. Он попытался очистить свое сердце. Увидев, что какие-то нищие, поев после богослужения, оставляют тарелочки из листьев во дворе храма, он стал убирать за ними двор. С социальной точки зрения это очень предосудительно, когда брамин убирает за нищими, но он никого не слушал. Тогда люди решили, что он сошел с ума. Это не принесло результата. Мать по-прежнему не появлялась перед ним. Потом он подумал, что самая низшая каста индуистов - каста уборщиков туалетов - и, чтобы не чувствовать гордыни внутри себя, решил убрать туалет в доме человека из этой касты. Он вычистил, вымел этот туалет своими собственными волосами. Но Мать Кали не приходила. Иногда его сердце пронзала сильная боль из-за разделенности с Матерью, так, что от этой боли он катался по берегу Ганга и кричал: "Мать, Мать, почему ты не приходишь?" От сердечной тоски он даже не осознавал, что вокруг него собираются люди. Они думали, что у этого человека желудочные колики, поэтому он так сильно кричит и зовет свою мать.


      Такое состояние ума наступает лишь тогда, когда думаешь, что не можешь прожить без Матери. Вероятно, вам известна одна история. Однажды ученик спросил Учителя, в каком состоянии ума можно постигнуть Бога. Учитель отвел его к озеру для совершения омовения. Вдруг он неожиданно окунул его голову в воду и стал удерживать ее под водой. Когда он отпустил его, спросил: "Ну, что ты почувствовал?" "Господин, мне очень нужно было хоть немного воздуха". Тогда Учитель сказал: "Когда твой ум войдет в такое же состояние и ты поймешь, что не можешь жить без Бога, только тогда ты сможешь постичь Бога".


      Переломный момент в жизни Рамакришны наступил, когда его ум настолько возбудился, что он решил: если нет видения Матери, тогда и нет никакого смысла в том, чтобы жить. Он выхватил меч, находившийся у изваяния Матери, и попытался перерезать себе горло. Немедленно появилась Божественная Мать и схватила его за руку. Рамакришна сам рассказывал об этом: "Какие-то волны света нахлынули на меня и охватили со всех сторон, я потерял сознание и оставался без сознания долгое время". Таков был его первый опыт Божественной Матери.


      После этого переживания его ум его значительно успокоился. Но Мать стала играть с ним. Иногда Она появлялась, выглядывала откуда-нибудь и опять исчезала. Она играла с ним, как со своим ребенком. Как только Она исчезала, Рамакришна начинал безудержно плакать: "Мать! Мать! Я не могу без жить. Я твой ребенок, а как ребенок может жить без матери?" Постепенно он дошел до такой стадии, когда он все время находился вместе с Матерью. Она стала вести его. Все духовные практики, которые он выполнял, всем руководила его Божественная Мать. Интересно, что Мать появлялась перед ним не только в одной форме, не только в человечесокм облике. Иногда он видел Мать в форме кошки. Это было нечто необыкновенное: в храме, где совершают богослужения Матери, принося ей пищу, он сидел и кормил кошку, говоря ей: "Мать, прими эту пищу". Было еще более удивительное. Однажды на месте Матери в храмовом алтаре он увидел женщину-проститутку. Он знал эту женщину, ее часто можно было видеть в районе Дакшинесвара. Он был очень удивлен и спросил:"Мать, неужели ты и в этой форме?" Наступило такое время, когда он везде и во всем стал видеть только одну Мать. Потом он говорил: "Моя Мать появляется в форме, а иногда в бесформенном виде. Иногда моя Мать появляется как внекачественный, бесформенный Брахман!" Поэтому он и утверждал, что Брахман и Шакти неразделимы. Он говорил: "Тот, кого вы называете Брахманом, я называю Кали. Когда змея ползет и когда oна лежит, свернувшись клубком, это все таже змея. Когда нет творения, тогда есть лишь вездесущий Брахман. Когда же он принимает форму творения, тогда он становится этой силой, этой Шакти. Однако это один и тот же Брахман".


      У Рамакришны было большое разнообразие духовных опытов. Он даже говорил: "Знайте, что опыт, который находится у меня, превосходит даже ваши Веды и Веданту". После практики поклонения Кали к нему пришел его первый учитель. Его первым учителем была женщина. Первый опыт Бога он обрел в результате огромной личной жажды. Потом появилась эта женщина, учитель Бхайрави Брахмани (монахиня-браминка). Это тоже удивительно. Рамакришна поклонялся Богу как Матери, в женской ипостаси. Он пришел служить в храм, который был выстроен тоже женщиной. Может быть, вам это не покажется значительным, но в Индии считали, что это очень важно. Это стало благословением для наших женщин. Рамакришна поднял женщину до Божественного уровня. И пока его будут почитать, люди будут знать, что учителем самого Рамакришны была женщина. Одним этим Рамакришна поднял статус женщины. Будда оставил свою жену, чтобы получить реализацию Бога. Чайтанья оставил свою жену для реализации Бога. Христос, когда родители хотели его женить, сбежал из дому. В таких условиях шло развитие духа. Йоги, глядя на все это, могли думать, что женщины не подходят для духовного пути.


      Когда Рамакришне предложили вступить в брак, он согласился. Родители не могли найти ему подходящей невесты, тогда он сам сказал: "Поезжайте в такую-то деревню, там в таком-то доме найдете девочку, которой суждено стать моей женой". Он принял брак и поднял честь женщины. Потом, конечно, многие годы он занимался духовной практикой. Он полностью ушел в духовность и совсем забыл о внешнем мире и своей жене. По прошествии многих лет, когда жена выросла, став девушкой 18 лет (их брак был детским), она приехала в Дакшинесвар к Рамакришне. Рамакришна встретил ее с большой, даже удивительной нежностью. "Наконец-то вы пришли, - сказал он. - Разве вы не могли прийти раньше? Я забыл обо всем, но вы же могли обо мне вспомнить? Могли бы приехать ко мне. Если бы человек, который помогал мне, был сейчас жив, то он мог бы за вами поухаживать. А сейчас как же мне вас приветить?" Он почтил свою жену, он отнесся к ней с уважением и подал этим пример всему миру. Он поставил свою жену на алтарь и совершил перед ней, как перед Матерью Кали, богослужение. В истории пророков мира не было ничего подобного. Уникально, чтобы пророк поклонялся своей жене как Божественной Матери. Вы можете понять, насколько это возвысило статус женщины в глазах духовной Индии.


      Рамакришна появился в мире, чтобы принести духовное послание и выполнить особую миссию. Появился один человек и это стало поворотом в духовном развитии человечества, которое шло по пути материализма. Грядущие поколения лучше поймут Рамакришну и получат для себя пользу от его жизни и реализации. Он пришел не для того, чтобы уничтожить какую-то религию или какую-то культуру. Он пришел, чтобы помочь человечеству. Итак, этими словами мы вспоминаем его благословенную жизнь. Спасибо вам!

 

 

        21 мая 1996 г.

 

        (под редакцией Бродова А.А. - старшего)

                  


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100