|
ЛАСКОВЫЙ
РАССВЕТ
Редакционная
статья
Горизонт
на востоке после глубокой темной ночи становится розовым.
Он возвещает наступление нового дня и начало следующей страницы
возможностей и перспектив жизни. Мы просыпаемся и готовимся
к встрече с различными испытаниями. Темнота постепенно рассеивается,
появляются первые ласковые лучи восходящего солнца. Наступает
момент свежих надежд и устремлений. Это приглашение подняться,
и, если это необходимо, изменить свой путь, продолжить идти
к избранной цели с обновленной энергией и энтузиазмом.
Аналогичное
событие, имеющее гораздо более глубокое и далеко идущее значение,
происходит в жизни многих людей, просыпающихся к новой реальности
жизни. Это похоже на неожиданную встречу в путешествии, когда
абсолютно незнакомому человеку удается поглотить ваше внимание
и время. Подобная встреча заставляет забыть о безотлагательности
поездки и придает жизни новое направление и цель. При пробуждении
мы неожиданно обнаруживаем себя лицом к лицу с фактом, который
раньше казался маловажным и не привлекал должного внимания.
Внутренняя встреча сильно озадачивает нас. Мы чувствуем, что,
стремясь изменить стиль жизни таким образом, чтобы он начал
отражать происходящую внутреннюю революцию, попали в тупик.
Мы не можем самодовольно оставаться в стороне без конкретных
действий. Подобная "революция" создает в уме чувство
безотлагательности и захватывает нас врасплох.
Так
начинается духовная жизнь. Так начинается жизнь, направленная
к более высокому идеалу. Она начинается с внутреннего пробуждения.
Феномен духовного пробуждения является одним из наиболее захватывающих
фактов человеческой жизни. Несмотря на то, что это событие
происходит очень редко, оно продолжает происходить в жизни
многих людей. Немногие счастливчики, испытавшие это переживание,
пугаются тайны его отсутствия до настоящего момента времени.
Они изумляются тому, где оно "скрывалось", когда
они пробирались на ощупь по темным коридорам жизненных устремлений.
С другой стороны, для тех из нас, кто продолжает спать, пробужденные
люди становятся головоломкой. "Что с ними случилось?
Откуда такие изменения?" - спрашивают они с неверием
и удивлением.
Неизвестно,
почему, как и когда человек испытывает духовное пробуждение.
Что нам уже известно и что обычная способность самовыражения
может выразить, по большей части ограничено и недостаточно
по сравнению с тем, что становится известным. Глубоко и незаметно
от посторонних глаз в уме происходит тихий процесс, подготавливая
человека к событию исключительной важности. В один прекрасный
день катализатор срабатывает: случайная встреча, чтение книги
или слушание лекции, посещение святого места или что-то еще
заставляет его прорваться наружу. Человек чувствует, что вступает
в новый мир.
II
Внутреннее
пробуждение является первым шагом на пути к более высокой
жизни. С психологической точки зрения, пробуждение означает
осознание чего-то высокого и признание его присутствия и важности
в своей жизни. В сущности пробуждение является определенным
действием по открытию скрытого в нас, которое было ранее доступным,
и постижению его ценности и полезности. Оно подобно обнаружению
вещи, которая хранилась на складе и была извлечена наружу.
Затем с легким оттенком сожаления вы спрашиваете самого себя:
"Не может быть! Я никогда не видел ничего подобного!
Это же так легко достижимо!"
"Миллионы
людей в достаточной степени пробуждены для физического труда",
- писал великий американский трансценденталист Генри Торо,
- "но лишь один из миллиона - для действенного интеллектуального
усилия; и только одни из ста миллионов - для поэтической или
божественной жизни" (1) Действительно, по отношению к
духовной жизни большинство людей находятся в спячке. Они пробуждены
только в мире чувств и эго. Они в достаточной степени пробуждены
для "физического труда", а жизнь для них означает
труд в целях более удобного физического существования. Они
живут, удовлетворяясь немедленными результатами своего труда
- пищей, одеждой, убежищем и безопасностью в дождливый день.
Будучи поглощенным борьбой за существование, их разум еще
неспособен к постижению любой более высокой цели жизни. Говоря
словами Рамакришны, они являются "баддха"
или связанными людьми.
Есть
люди, пробужденные для радости интеллектуальной жизни. На
лестнице духовной эволюции они находятся выше тех, кто сосредоточен
только на удовлетворении своих физических нужд. Интеллектуальное
пробуждение побуждает их к чтению книг или путешествию по
местам, где они могут удовлетворить свой интеллектуальный
голод. Они много и ненасытно читают, посещают научные лекции
и интеллектуальные дебаты. Они испытывают интеллектуальный
голод, а любой голод по определению нуждается в утолении.
И
только немногие счастливчики, чье время пришло, пробуждаются
в духовном мире. Их начинает привлекать идеал духовного самосовершенствования.
Кришна в "Бхагавад-Гите" характеризует таких людей
как "один из тысячи" (манушьямам сахасрешу,
Гита, 7.3). С духовной точки зрения подобные люди не могут
сидеть сложа руки. У них развивается сильное устремление к
духовной жизни. Они не беспокоятся, что другие будут говорить
о произошедших в них переменах. Также они не желают прослыть
"странными" в глазах других. В них растет внутренняя
храбрость для исследования неизвестной сферы духовности. Тем
не менее, таких людей совсем немного. Но этого достаточно,
чтобы они приносили благословение человечеству. Ибо кто приносит
наивысшую пользу человечеству? Тот, кто духовно пробужден.
Пробужденный человек видит все в своей собственной перспективе,
а это качество является одним из жизненных условий, чтобы
творить добро другим людям. Ни добро, ни зло не тревожат ум
такого человека. Его маленькое "я" становится неважным.
Будучи свободным от оков маленького "я", он может
видеть большое "Ты" и наслаждаться служением ему.
III
Духовное
пробуждение вызывает чувство святости или безгрешности. Когда
человек пускается в путешествие к Святому, которое в разных
религиях носит различные имена, он естественным образом начинает
терять все нечестивое. "Если человек идет на восток",
- говорил Рамакришна, - "запад остается позади".
Подобно тому как человек не может путешествовать на восток
и запад одновременно, святость и нечестивость не могут сосуществовать
в одном и том же человеке. Нечестивый человек не может быть
в то же самое время святым и наоборот. Под святостью понимается
чувство единства с Богом, которое проявляется в жизни человека.
Чем больше человек чувствует себя ближе к Богу, тем дальше
он отходит от основных инстинктов жадности, похоти, гнева,
ревности и т.д. Когда таким образом ум освобождается от этих
оков, все существо человека пронизывает чувство света и наступает
чувство единения с собственной божественностью. В большинстве
случаев это называется святостью.
Пока
человек не истощил желание к наслаждению, он не может пробудиться
к духовной жизни. Желания набрасывают на разум завесу тьмы,
которая закрывает постижение духовной реальности. Подобно
тому как ночью существование солнца кажется ошибочным, аналогичным
образом, когда желания омрачают ум, существование духовной
реальности кажется ненастоящим. С другой стороны, у пробужденного
человека отсутствует необходимость в занятии духовными практиками.
Рамакришна иллюстрирует это следующей притчей: ребенок засыпает
и говорит: "Мама, если я почувствую голод, разбуди меня
пожалуйста". Мать отвечает ему: "Мне не нужно этого
делать. Твой голод сам разбудит тебя" (2) Проснувшись
после тяжелого сна, пробужденный человек естественным образом
чувствует важность духовных усилий. Ночь лени и безразличия
к духовному просветлению закончилась. "Бхагавад-Гита"
(2.69) следующим образом описывает человека, который достиг
идеала духовной жизни: "Что для всех существ ночь,
для стойкого есть время бдения, / Когда все живое не спит,
тогда наступает ночь для яснозрящего муни". Духовное
пробуждение - это первый шаг к высшему состоянию пробужденного
существа. Оно отмечает начало духовного путешествия.
Почему
обычно люди не пробуждаются к духовной жизни? Как отмечалось
ранее, пока человек не вкусит наслаждений, которые ему предлагает
мир, он не чувствует склонности к Богу. Когда он проходит
через предлагаемые органами чувств обещания счастья и видит
их тщетность, он начинает искать более высокие переживания.
Человек должен быть окончательно убежден в том, что в "мире"
невозможно найти то, что он ищет или ради чего в конечном
итоге работает. Это можно найти в том состоянии сознания,
которое переживает все в этом мире. Здесь имеется в виду следующее:
каким образом научиться проникать в божественную сердцевину
и находить радость. Поиск правильной вещи на своем месте.
Как правило, чтобы прийти к этому внутреннему убеждению, мы
нуждаемся в собственном опыте или в наблюдении за другими.
Мундака Упанишада (I.ii.12) говорит об этом такими
словами: "После рассмотрения всех миров, достигаемых
работой, пусть мудрые обретают свободу от желаний. Вечное
не может быть порождено невечным". Рассмотрение вещи
означает видение ее положительных и отрицательных сторон,
взвешивание на шкале опыта и постижение того, сколько добра
она может принести. Рассмотрение подобного рода приводит к
развитию способности различения или вивеки.
Пребывая
в состоянии невежества о своей подлинной божественной природе,
источнике бесконечного блаженства, мы ищем осуществления через
удовлетворение своих желаний. Сами по себе желания рождаются
из невежества относительно нашей божественной природы, которая
всегда осуществлена (пурнам). Невежество порождает
в человеке чувство несоответствия. В свою очередь, оно побуждает
его стать законченным и независимым. Таким образом, мы ищем
осуществления, которое предполагает наличие внутренней духовной
лакуны (впадины, полости, углубления - А.Б.).
Несмотря на то, что это чувство несоответствия иллюзорно,
оно является источником желаний. Таким образом, мы спим в
духовной реальности.
Каждое
желание жаждет своего осуществления. Эта жажда является причиной
жизни. Индийская духовная традиция верит, что именно здесь
находится ответ на вопрос рождения и перерождения человека.
Одного рождения недостаточно для осуществления всех желаний.
Учитывая постоянно растущее количество желаний в уме, мы продолжаем
рождаться вновь и вновь. Удовлетворение одного желания порождает
другое. Только по прошествии времени (никто не знает, как
долго), когда человек испытает разочарование, он поворачивается
лицом к Богу или собственной божественной природе в поисках
и обретении вечного счастья и безопасности. "После
многих рождений мудрый Меня достигает: / "Васудэва есть
все", - так мыслит труднонаходимый махатма"
("Гита", 7.19). Многие рождения означают
многочисленные переживания, через которые проходит человек
для удовлетворения желания к наслаждению.
IV
Если
духовное пробуждение так редко, если оно наступает, когда
человек проходит через многочисленные переживания, где находится
выход для тех, кто интеллектуально убежден, но не чувствует
глубокого устремления принять духовный образ жизни? Духовные
учителя дают мудрый совет: надо вести нравственную и чистую
жизнь, регулярно и с преданностью заниматься духовными практиками.
Если человек последует этому совету, его ум будет постепенно
освобождаться от закоренелой привычки жажды вещей, которые
предлагает внешний мир. Это создаст условия для духовного
пробуждения.
Духовное
общество, т.е. общение с людьми, обладающими духовными наклонностями,
является эффективной поддержкой для ускорения процесса духовного
пробуждения. Когда Рамакришну спросили о том, как человек
может развить в себе любовь к Богу, он ответил: "Находясь
в духовном обществе". Святые люди размышляют о Боге.
Для них Бог реален, представляя собой нечто, с чем они живут,
к чему устремлены и с чем общаются. Их жизнь свидетельствует
о чувстве "реальности", которое они имеют по отношению
к Богу. Когда вы живете рядом с ними, вы также будете обретать
вкус к духовной жизни.
Просыпаясь
рано утром, мы обычно спрашиваем себя: "Какой сегодня
распорядок дня?" Мы начинаем и планируем новый день.
Духовно пробужденный человек тоже спрашивает себя: "Какие
шаги я должен предпринять, чтобы достичь духовной цели, забрезжившей
в моем уме?" Он начинает осуществлять свои духовные усилия.
Когда человек хочет посадить дерево, сперва он должен расчистить
и подготовить почву. Возможно, ему придется выполоть растущие
на ней сорняки. Аналогичным образом, перед тем как росток
духовности пустит твердые корни, в духовной жизни необходимо
пропалывание. Прежде чем духовные усилия начнут приносить
какой-либо результат, должны быть "прополоты" многие
из любимых представлений и привязанностей. Подобная "прополка"
начинается одновременно с пробуждением человека.
Чтобы
понять динамику духовной жизни, необходимо постичь стоящий
за ней психологический процесс (курсив мой - А.Б.).
Это понимание предоставляет нам возможность совершенствовать
духовную практику. Рамакришна часто сравнивал духовное пробуждение
с началом рассвета. Оранжевая сфера духовного солнца приносит
новое и приветствует изменения во всех аспектах жизни, медленно
поднимаясь на ментальном горизонте. Новое направление и неожиданно
открывшаяся перспектива являются частью нашей жизни. Если
общество является совокупностью отдельных личностей, тогда
изменение в жизни отдельного человека является ключом к изменению
социальной жизни. С подобного пробуждения начинается изменение
личности. В конечном итоге каждая религиозная традиция стремится
вызвать внутреннее пробуждение. Человеческая история обладает
многочисленными примерами внутреннего изменения, которое она
умело называла "духовным обращением" души. Рождаясь
в духовном мире, человек принимает наиболее благотворное направление
своей жизни - осознание реальности, именуемой Богом.
Ссылки:
(1)
Цитата из книги "Нераскрытый подарок", Элеонора
Старк, Питер Е. Рандал, 1988, ящик 4726, Постсмус, НШ 03801,
стр. 1.
(2)
М., Евангелие Рамакришны, пер. Свами Никхилананды (Ченнай,
Шри Рамакришна Матх, 1974), 93.
(Данная
публикация является редакционной статьей, написанной коллективом
авторов)
(С) Веданта.ру
|