|
Вторая
часть
1. Тогда почтенный Шакаянья,
весьма удовлетворенный, сказал царю: "Великий царь Брихадратха,
знамя рода Икшваку, известный под именем Марута, ты быстро
познаешь Атмана и осуществишь [свою] цель. Поистине, это и
есть твой Атман". - "Какой же он, почтенный?"
- [Шакаянья] сказал ему:
2. "Кто при непрерывающемся
дыхании поднимается вверх, двигаясь и не двигаясь, разгоняет
мрак, тот - Атман, - так сказал почтенный Майтри. Далее, кто,
умиротворенный, поднявшись от этого тела и достигнув высшего
света, появляется в собственном образе, - тот Атман, - так
сказал он, - это бессмертный, бесстрашный, это Брахман.
3. И поистине, царь, вот - знание
о Брахмане, знание всех упанишад, переданное нам почтенным
Майтри. Я поведаю тебе [о нем]. Известно, что валикхильи
свободны от грехов, велики силой, целомудренны. И они сказали
Крату Праджапати: "Почтенный! Это тело лишено сознания,
словно повозка. Какому же сверхчувственному существу [принадлежит]
такая мощь, что, будучи таковым, это [тело] благодаря ему
сделано как бы мыслящим; иначе - [кто] его двигатель? Поведай
нам, почтенный, то, что ты знаешь". - И он сказал им:
4. "Поистине, кто известен
как вознесшийся среди свойств [мира], целомудренный, тот,
поистине, он и есть - чистый, светлый, лишенный существования,
успокоенный, не дышащий, невоплощенный, бесконечный, негибнущий,
стойкий, вечный, нерожденный, самостоятельный; он пребывает
в собственном величии. Благодаря [подобному] побудителю это
тело и сделано как бы мыслящим; иначе - он его двигатель".
- Они сказали: "Почтенный! Каким образом, благодаря подобному
[существу], лишенному желаний, это [тело], будучи таковым,
сделано как бы мыслящим; иначе - каким же образом он его двигатель?"
- Он сказал им:
5. "Поистине, этот тонкий,
непостижимый, невидимый, названный пурушей, лишенный
перед этим сознания, пребывает здесь со [своей] частью, подобно
тому как пробуждается спящий, лишенный перед этим сознания.
Далее, то, что, поистине, является его частью - доля мышления,
сознающее начало в каждом человеке, отличающееся представлением,
решением, самомнением; [это] Праджапати, называемый Вишвой.
[Подобным] мышлением это тело сделано как бы мыслящим, иначе
- оно двигатель". - Они сказали: "Почтенный! Если
благодаря подобному [мышлению], лишенному желаний, это [тело],
будучи таковым, сделано как бы мыслящим, то все же каким образом
оно его двигатель?" - Он сказал им:
6. "Поистине, вначале Праджапати
был одним. Один он не радовался. Поразмыслив о себе, он сотворил
многих существ. Он увидел, что они непробужденные, безжизненные,
словно камень, и стоят, словно дерево. Он не радовался. Он
подумал: Чтобы пробудить их, я проникну в [них]. - Уподобившись
ветру, он проник в [них]. Один он не мог [пробудить их]. Он
разделился на пять частей: дыхание [в легких], дыхание, идущее
вниз, общее дыхание, дыхание, идущее вверх, дыхание, разлитое
по телу. Далее, то, что восходит вверх, поистине, - дыхание
[в легких]. Далее, то, что нисходит вниз, поистине, - дыхание,
идущее вниз. Далее, то, которым поддержаны эти [два дыхания],
поистине, - дыхание, разлитое по телу. Далее, то, что доставляет
дыханию, идущему вниз, грубейшую часть пищи, а тончайшую -
разносит по всем членам, поистине, - общее дыхание; известно,
что по природе оно выше дыхания, разлитого по телу, и между
ними - произведенное дыханием, идущим вверх. Далее, то, что
выводит наверх и ведет вниз выпитое и съеденное, поистине,
- дыхание, идущее вверх. Далее, [сосуд] упаншу превосходит
[сосуд] антарьяму, и антарьяма - упаншу;
между ними бог породил тепло. Это тепло - пуруша, и
этот пуруша - огонь Вайшванара. В другом же месте сказано:
Это огонь Вайшванара, который внутри человека; благодаря ему
переваривается пища, которую поедают. Это его шум слышит [человек],
когда он затыкает уши. Когда он собирается уйти [из жизни],
то не слышит этого шума. - Поистине, разделившись на пять
частей, он скрыт в тайнике - имеющий основой разум, чье тело
- дыхание, образ - свет, представление - истина, сущность
- пространство. Поистине, не достигнув цели из этой внутренности
сердца, он подумал: Да вкушу я предметы [постижения]. - И
вот, проделав эти отверстия, он, выйдя [из тела], вкушает
объекты пятью поводьями. Органы постижения - вот что такое
его поводья, органы действия - его кони, колесница - тело,
разум - возничий, из пракрити состоит его кнут; так,
побуждаемое им, движется вокруг это тело, словно колесо, [вращаемое]
гончаром. Так это тело сделано как бы мыслящим; иначе - он
его двигатель.
7. Поистине, этот Атман, - возглашают
мудрецы, - блуждает здесь по телам, словно не подвластный
добрым и недобрым плодам действий. Вследствие [своей] непроявленности,
тонкости, незримости, непостижимости, свободы от привязанностей
он [лишь кажется] словно непостоянным и действующим, [хотя],
поистине, - недействующий и постоянный. Поистине, он - чистый,
стойкий, неколеблющийся и незапятнанный, невозмущенный, свободный
от желаний, пребывающий словно зрителем и находящийся в себе.
Вкушающий воздаяние, он пребывает, покрыв себя завесой, состоящей
из свойств; он пребывает [таковым]". -
(перевод Сыркина А.Я.)
|