 |
ВСТУПЛЕНИЕ
В изучении Тантры существует два основных препятствия: с одной
стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной
и мистической "Тантры", что даже ученые не в силах
разобраться в ее сложнейших концепциях. С другой стороны,
их оппоненты выпячивают различные аморальные и непристойные
элементы псевдо-тантрических культов.
На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд энтузиастов
на Тантру не подтвержден, а их оппонентов - необоснован и
неоправдан. В действительности некоторые тексты Тантры рассматривают
в высшей степени абстрактные идеи, пользуясь тщательно разработанным
символизмом. Верно и также, что некоторые ритуалы Тантры являются
необычными, странными и даже отвратительными.
Древнеиндийское учение Тантры своими корнями уходит в глубокое
прошлое, питаясь из народной почвы. Элементы абстракции в
нем сведены к минимуму. Это учение ставит акцент на проблеме
человека и его повседневной жизни. В противоположность социальной
направленности ведической традиции в индийской тантрической
культуре большое внимание уделяется человеческой индивидуальности
и личности. Экстравагантность и значительная эзотеричность
в поведении человека никогда не одобрялась. Тантрическая культура
скорее связывает себя с идеалом "спокойной созерцательной
жизни", чем с идеалом "радостной жизни" в этом
и других мирах. Это ясно видно из ведических гимнов.
Ведический темперамент экстатической ритуальной вовлеченности
под воздействием Тантры был в значительной степени обуздан.
Мы видим это в идеологии Упанишад.
На самом деле Тантра не является какой ее многие стремятся
представить - запрещенно-эзотерической или отвратительной
и эксцентричной. В действительности она представляет наиболее
полноценный подход к проблеме человеческой жизни в мире взаимодействия
разнородных энергий и сил.
Происхождение слова "тантра" истолковывается по-разному.
Прежде всего оно обозначает систему мысли, набор практик или
собрание книг. Подобно другому родственному слову "йога",
слово "тантра" тоже заключает в себе множество как
обычных, так и необычных смысловых оттенков.
Первоначально слово "Тантра" несет в себе смысл
плетения ткани: можно предположить, что оно происходит из
профессиональной терминологии. Тантра является плетением,
в котором нити "растягиваются" или "вытягиваются",
а также обозначает тот образец, который получается в результате
плетения.
Также оно обозначает обычное "пояснение" (tattriti
dhatoriha dharamarthat). В этом случае под "тантрой"
подразумевается книга или глава трактата, в которых различные
аргументы и пояснения к ним сведены в одну тему (например,
Shashthitantra) или сборник рассказов (Pancatantra).
С течением времени это слово стало обозначать любого рода
литературу или религиозно-мистические трактаты.
Самым важным представляется следующий факт: слово "тантра"
подразумевает под собой процесс расширения или действия в
виде растягивания ткани - особые техники, методы и практические
приемы. Поэтому оно стало употребляться в качестве общего
обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности
в овладении различными приемами и методами.
Существует интересное определение Тантры, данное известным
комментатором Катьяяной: "Тантра - это совместное появление
действий". Таким образом, под Тантрой понимается такая
организация бихевиоральных (поведенческих) актов, при которой
осуществляется непосредственный синтез. В этом смысле оно
имеет то же самое значение, что и слово "йога".
Аюрведа использует слово "тантра" для обозначения
человеческого тела, а слово "янтра" для определения
его механизма и структуры. Тело представляет собой соединение
различных органов (angas), является организацией сил
(dhatus, doshasи malas) и "паттернов" становления.
Даже в расширенном смысле слово "янтра" обозначает
геометрическую фигуру (паттерн), определенный синтез линий
и букв или тотальное (полноценное) представление о явлении.
Аналогичным образом, слово "мантра" представляет
собой особую организацию системы звуков в виде букв и слов,
которая обладает необычной силой и носит название магической
формулы.
В техническом смысле слова под Тантрой подразумевается процесс
соотношения необычных моделей или "паттернов" (янтр)
с необычными словесными формулами (мантрами). В основе
данных необычных моделей и формул находится убеждение, что
человеческое тело является местом их функционирования. Янтры
являются внешним геометрическим выражением сил, действующих
внутри тела человека; мантры представляют собой конкретизацию
вибраций, звучащих внутри человека. Таким образом, тантра
напрямую обращается к общему полю, в котором действуют различные
силы и вибрации, т.е. собственно к человеческому телу, не
столько к физическому, сколько к тонкому, невидимому, обладающему
сложной структурой и, несмотря на свою кажущуюся неразличимость,
в высшей степени эффективному.
Представление о том, что внутри видимого тела человека находится
другое более тонкое тело, имеет древнее происхождение. Оно
была свойствено большинству древних цивилизаций. Идеология
Тантры смогла развить это представление во внутреннюю динамику
или особый вид физической энергетики внутри человека. Таким
образом, в тантрической традиции особое значение приобретает
индивидуальный контекст: живущие внутри каждого человека инстинкты,
импульсы, устремления и ограничения необходимо организовать
таким образом, чтобы они функционировали наиболее эффективно,
целенаправленно и едино. С помощью подобной реорганизации
внутренних сил человеческая личность может не только преодолеть
естественные ограничения, но и в значительной степени повысить
свою природную эффективность.
Действия, вовлеченные в эту организация или реинтеграцию,
представляют собой определенные символические и суггестивные
ритуалы.
Образ действий, соответствующий
образу внутренних силовых полей, и является тем, что мы понимаем
под Тантрой. Соединение действий с силовыми полями, функционирующими
внутри человека, являются Йогой. Таким образом, Тантра и Йога
появились из одного источника и имеют схожий контекст.
Тантрическая традиция концентрирует свое внимание на индивидуальной
личности, ее физической структуре, ментальном механизме, состояниях
сознания и действующих мотивациях. С другой стороны, ведическая
традиция посвятила себя в основном изучению вселенной (космоса),
подверженной воздействию непостоянных и неустойчивых сил,
которые человек все же в состоянии обуздать. Ранняя традиция
Тантры не простирает свое воображение далее естественного
окружения человека. В более позднее время, под ведическим
влиянием, она успокоила себя убеждением тождественности микрокосмоса
и макрокосмоса. Вселенная является только внешним отражением,
если не проекцией, человеческой личности и на самом деле находится
внутри человека.
Когда мы встречаем подобные представления в ведической литературе
периода Упанишад, здесь подразумевается влияние тантрической
идеологии. Как видно из таких средневековых источников, как
Тантралока (Tantraloka), Сарадатилака (Saradatilaka),
Мргендрагама (Mrgendragama) и Трипура-Рахасья (Tripura-Rahasya),
несмотря на то, что ведическое мировоззрение содержит в своей
сердцевине идеи, относящиеся к доведическим временам, философия
Тантры находится у него в необъятном долгу.
Классические концепции
Тантры, такие, как биджа (bija), бинду (bindu),
самвит (samvit), кала (kala), мандала (mandala),
пракаша (prakasha), вимарша (vimarsha), ахамта
(ahamta), идамта (idamta) и канчука (kancuka)
представляют собой явные уступки растущей вовлеченности человека
в космос, возникающей в результате взаимодействия с ведической
системой мышления. Даже когда вовлеченность человека в космос
ослабла, интерес к человеческой личности не был поставлен
под сомнение.
Особое внимание Тантры всегда привлекало два аспекта жизни
человека: дыхание и секс. Как и в других древних системах
мысли, Тантра утверждает мысль о взаимосвязи дыхания и эакуляции.
Согласно данным взглядам, семяизвержение увеличивает трату
жизненной энергии и, таким образом, приближает смерть человека.
В целях продления жизни считалось необходимым сдерживать дыхание
и отказаться от семяизвержения. Определенные тантрические
тексты предписывали техники пранаямы, состоявшие в контроле
дыхания, и такие процедуры, как "йони-мудра" и "ваджроли-мудра".
Последние не позволяли "бинду достичь огня", т.е.
достигнуть семяизвержения. Такой авторитетный текст как Горакшасамхита
(точное время его написания не установлено) рассматривает
взаимодействие между дыханием (праной) и семенем (бинду).
В нем эти два понятия приравниваются друг к другу. Отсюда
становится понятным, почему комплекс "тантра-йога"
попытался понять проблему секса и решил сдерживать сексуальные
устремления для достижения духовных целей.
Важно отметить, что для тантрического наследия характерно
частое использование сексуальной символики. Оно сыграло двоякую
роль - сделало секс достойным как восхваления, так и отвращения.
Сам по себе секс является нейтральным, подобно воздуху, которым
мы дышим: он естественен. Самовыражение в сексе зависит от
степени зрелости индивидуальной личности, ее мотиваций и ментальных
привычек.
Некоторые эротические и оргиаисткие культы, кажущиеся загадочными
и соблазнительными для современного индолога, появились на
свет из нездоровых мотиваций и антисоциальных тенденций. Однако
они ни в коей мере не характеризуют подлинную направленность
Тантры.
В определенный период
времени все разумные пределы превысили попытки увидеть мистический
смысл в том, что является абсурдным и экстравагантным. Под
видом эзотерических тантрических культов зачастую маскировались
различные тайные общества, занимающиеся экзотическими и необузданными
сексуальными практиками (гухьясамаджа, guhyasamaja)
и запланированными убийствами людей. Некоторые ученые, в большинстве
неиндийского происхождения, с серьезным видом утверждали,
что "копуляция делает дыхание ритмичным, способствует
концентрации и, таким образом, заменяет пранаяму". Они
всегда могли привести в собственную поддержку тантрические
тексты неизвестной даты и сомнительной авторитетности. Отдельные
из них стремяться доказать, что эротицизм является сущностью
Тантры. Однако признание данного аспекта Тантры прежде всего
говорит об ее ошибочном понимании. Они пишут книги, подобные
"Искусству Тантры", которые сегодня в большом
количестве наполняют полки книжных магазинов. К несчастью,
само слово "тантра" вызывает в индийском уме ужасные
и отвратительные ассоциации. На самом деле частое использование
в Тантре сексуальной тематики предпринимается не для непосредственного
удовлетворения сексуального инстинкта, но для его полной переориентации
и сдерживания.
Тантру не следует интерпретировать как собрание мистических
культов, содержащих довольно необычные идеи. В действительности
она представляет собой простую, серьезную, трезвую и реалистичную
философию жизни, принимающую во внимание естественные импульсы
и устремления человеческой личности.
Санкхья-Йога, Аюрведа и тексты ранних Упанишад дают гораздо
более истинное представление о тантрической традиции, чем
все мистические культы, которые обычно подразумеваются под
Тантрой.
Основой тантрического мировоззрения является правильный и
эффективный образ жизни, сдерживающий крайности. Тремя целями,
которым всегда уделялось постоянное внимание, являлись сохранение
здоровья, обретение сил для полноценной жизни и защита общества
от агрессии индивидуальной личности. Контроль дыхания обеспечивал
достижение первых двух, тогда как контроль истинктов, в особенности
сексуального, заботился о третьей.
Перед признанием подобных методов в качестве нормы поведения
было проведено множество экспериментов и теоретических исследований.
Нужно отметить, что в этих экспериментах были задействованы
различные медицинские и психоделические средства, алхимические
техники и попытки сексуальной сублимации.
(перевод Бродова А.А. - страшего)
(С) Веданта.ру
|