«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАПрабуддха Бхарата | декабрь 2006  

 

 

 

 

 

Ошибка восприятия

 

 

 

 

Доктор Ребанта Бандопадхьяй

 

 

 


     Иногда я люблю заходить на вебсайт Общества Рамакришны-Веданты Бостона: www.vivekananda.org. Афоризмы, взятые из различных лекций и трудов Вивекананды, являются освежающим питанием для ума в повседневной рутине жизни. Тщательно отобранные цитаты призывают к размышлению и раздумью. Во время одного из обычных посещений сайта я бродил среди архивов лекций Свами Вивеканады и наткнулся на несколько речей о джняна-йоге, произнесенных им в Лондоне 21 июня 1896 года:

 

     "Человек старательно цепляется за органы чувств. Однако, как бы реально он не размышлял о внешнем мире, в котором живет и движется, в жизни каждого человека и даже отдельного народа приходит время, когда они задают невольный вопрос: "Разве это реально?" Для человека, который не в состоянии найти время, чтобы задать вопрос о достоверности органов чувств, каждое мгновение жизни которого занято наслаждением - даже к нему рано или поздно приходит смерть. Он снова вынужден спросить: "Разве это реально?"… Пока существует смерть, следует постоянно задавать вопрос: "Есть ли смерть прекращение всех вещей, за которые мы с такой силой цепляемся, будто они наиболее реальны из всех реальностей, наиболее значимы из всех субстанций? Внешний мир мгновенно исчезает после смерти".

 

     Интересно размышлять над опытом, который дает жизнь и сомневаться в реальности собственного существования. Недавно один мой уважаемый коллега - весьма признанный ученый в своей области (in his own right) - выразил готовность принимать только то, что подтверждено "наукой". Нередко можно встретить людей, присоединяющихся к такого рода крайним взглядам, склоняющим их к слепой вере или строгой научной дисциплине. Если слепая вера лишает человека радости творческого исследования, весьма прискорбно, что "научные доказательства" заключены в строгие рамки самой науки. Если проявление чувств ограничивается лингвистическим мастерством человека, в том виде, в котором мы практикуем науку, она ограничена средствами и способами занимающегося ей человека. Эмоции, видимые на выразительных лицах, редко можно выразить обычными словами. Известное изречение гласит: одна единственная картинка стоит тысячи слов. Опять же, картинки хороши, пока у нас есть хорошее разрешение фотоаппарата, монитора компьютера или зрения наблюдателя. При увеличении можно явственно рассмотреть отдельные пятна, скрывающие отдельные нюансы единого образа. Звезды и планеты на небе кажутся крошечными, но мы ведь знаем, что это не так! Находящиеся на большом расстоянии деревья и горы кажутся небольшими, однако в действительности они гораздо больше размеров, в которые стремится нас убедить собственное зрение.

 

 

     На самом деле все, что мы переживаем в жизни: на что бы мы не смотрели, к чему бы ни прикасались, слышали, пробовали на вкус или обоняли, является как бы "сваренным с гарниром" и поданным к столу нашими органами чувств в настоящий момент времени. Для таких людей, как я, органы чувств являются инструментом взаимодействия с внешним миром. Образы, которые мы видим, музыка, которую мы слышим, еда, которую мы вкушаем, прохладный освежающий ветерок, успокаивающий нас летом - это представленные нам "переживания". Они "кажутся" реальными, хотя на самом деле все может быть совсем иначе.

 

 

     Вообразите, если вы потеряете способность испытывать сладкий вкус. Тогда вкусные расагулы будут подобны мягким пористым сырным шарикам. Тем не менее, мы не можем приписать качество "сладости" исключительно расагулам. Сладкий вкус является результатом взаимодействия между сиропом из расагулы и вкусовыми окончаниями языка. Если будет недоставать того или другого, тогда сладкая расагула просто перестанет существовать. Аналогчиным образом, животное, глаза которого способны воспринимать только рентгеновские лучи в отличие от видимых частот света, будет видеть все животное царство в образе живых скелетов, перемещающихся в силу определенной странной магии. До изобретения микроскопов было невозможно достоверно доказать существование микроскопических одноклеточных организмов. Предположим, что некоторые наблюдатели могут видеть только с атомистическим разрешением. Они с трудом заметят упорядоченные ряды атомов, которые мы называем молекулами. Опять же, молекулы соединяются в качестве тканей и органов бесконечно большего организма. Для подобных наблюдателей миллиарды и триллионы толпящихся молекул в виде газообразных, жидких и твердых тел, реагирующие на воздействия света, электричества и магнетизма, будут представлять собой плод чистого воображения.

 

 

   


     1|2 Следующая страница


 

 

 

      (С) Веданта.ру



      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100