|
Глобальный
кризис ударил даже по индийским богам
Из
блокнота корр. ИТАР-ТАСС Сергея Кармалито
Последствия
глобального кризиса тяжело отразились даже на индийских богах
и демонах: как можно убедиться в эти дни, они несколько измельчали,
утратили свойственный им блеск и величие.
Правда,
такую метаморфозу претерпели не мифические небожители и обитатели
чертогов, а их вполне реальные, земным воплощения, созданные
искусными руками потомственных ремесленников. В канун предстоящего
в конце месяца празднования традиционного фестиваля Дассера
во множестве мастерских идет кропотливая работа над изваяниями,
без которых немыслим праздник.
Уже
практически готовы и отправляются заказчикам изображения грозной
богини Дурги. По преданиям, она помогала богочеловеку Раме
в борьбе с чудовищным и коварным царем демонов Раваной. А
потому ее чествование, именуемое Дурга-пуджа и длящееся в
этом году с 26 по 29 сентября, всегда предшествует Дассере.
Ошеломляющереалистичные скульптурные композиции, запечатлевшие
богиню восседающей на оскалившемся льве и поражающей смертоносным
оружием распростертого у ее ног демона, создаются из глины,
а затем подобающем образом раскрашиваются, приобретая весьма
естественный и от того особенно впечатляющий облик. В дополнение
к "макияжу" фигуры облачаются в роскошные одеяния
и головные уборы, украшаются ожерельями и гирляндами. Словом,
внешне окончательно превращаются в героев легенд и мифов,
явившихся ненадолго на грешную землю.
В
таком виде их бережно доставляют в шумных процессиях, сопровождаемых
оглушительным грохотом барабанов, в специальные павильоны,
которые возводятся на время священнодействия в разных районах
города. Там и проходят на протяжении нескольких суток каждодневные
ритуалы поклонения с возжиганием ароматных благовоний и долгим,
протяжным чтением молитв.
Дурга-пуджа
особенно популярна в штате Западная Бенгалия, но и в других
регионах страны, в городах, где проживают бенгальцы, включая
индийскую столицу, она отмечается представителями этой народности
с необычайным энтузиазмом и размахом.
Между
тем, кризисные потрясения дали себя знать и в этой, казалось
бы, надежно защищенной божественными силами сфере. Как сетует
скульптор Маник Пал, приехавший на заработки в Нью-Дели из
своего родного западнобенгальского городка Кришнанагар, в
этом году "приходится постоянно экономить". Подорожало
все - от простой джутовой веревки и бамбуковых планок, применяемых
в каркасах, до крошечных кусочков зеркал, клея, бижутерии
и шелковых тканей.
"В
Калькутте грузовик глины обходится в 2 тысячи рупий /около
40 долларов/, а здесь пришлось заплатить 7 тысяч", -
рассказал Маник. По его словам, щедрость покупателей, их готовность
раскошелиться, чтобы перещеголять друг друга осталась в прошлом.
"Чтобы не потерять заказчиков, которые не хотят нести
лишних затрат, мы вынуждены делать сами скульптуры меньшими
по размеру и использовать недорогие материалы для декорирования",
- раскрывает он профессиональные секреты.
В
своей временной мастерской, представляющей из себя простой
навес из брезента и циновок, Малик Пал с подмастерьями за
без малого три недели упорного труда сотворил около двух десятков
"разномерных" Дург, ее божественных соратников,
а также львов и демонов. Но на сегодня удалось продать только
пять скульптур. Свои произведения мастер оценивает по разному
- от 10 до 50 тысяч рупий за одно изваяние, полностью подготовленное
к тому, чтобы во всей красе предстать перед истово верующими
и восторженными толпами почитателей.
Как
предписывает древний обычай, кульминацией Дурга-пуджи в Нью-Дели
станет торжественно погружение изваяний в священную реку Джамну
/Ямуну/. Точно так же и по всей стране отслужившие свое боги
и демоны отправятся в воды других рек и водоемов, чтобы вновь
явиться к следующему празднику, который, как надеется Малик
Пал, а с ним и сотни миллионов индийцев, уже не будет приглушен
кризисом.
Из
блокнота корр. ИТАР-ТАСС Сергея Кармалито
НЬЮ-ДЕЛИ
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|