«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ Кабир "Грантхавали" | Глава об обличье  

 

 

 

 

                        24. Глава об обличье

 

 


      24.1. Вертя в руках четки, повторяют [имя Всевышнего], а в сердце бушует ураган [мирских страстей].
      Ноги [их] окоченели в снегу, [они] измучились от желания оставить мир бытия (1).


      24.2. Пальцами [перебираешь] и считаешь четки, а душа твоя мечется в разные стороны.
      Думал достичь Хари, перебирая [четки], а стал чурбаном (2).


      24.3. Перебираешь четки, [которые висят у тебя] нагруди, [пользы от этого] нет.
      Перебирай четки души, и мир [для тебя] озарится сиянием [Всевышнего].


      24.4. Много таких невежд, которые перебирают четки [у себя] на груди.
      [Они] не возлюбили Хари и плывут [бесцельно] по течению Ганги.


      24.5. Кабир: деревянные четки говорят тебе:
      "[О человек!] Почему не перебираешь свою душу, а перебираешь нас?"


      24.6. Кабир: четки души - [вот истинные четки; все] остальное - видимость мира.
      [Если] надев [на шею] четки, [можно] достичь Хари, то посмотри на колесо для выкачивания воды из колодца! (3)


      24.7. Перебирание четок бесполезно, только умрешь с этим грузом на [груди].
      Сверху на тебе одеяние аскета, окрашенное охрой, [а] внутри - мусор.


      24.8. Перебирание четок бесполезно, если [они] не пронзают твою душу.
      До тех пор пока Хари не покажется [тебе], ты ничего не получишь в руки.


      24.9. Перебирание четок бесполезно, [из-за них ты] потерял сокровища дворца [Хари].
      Припади к стопам Хари [и] тогда [ты] достигнешь Амарапура (4).

 

      24.10. Перебирание четок напрасно, [если] ты не обладаешь бхакти.
      Сбрив усы и волосы, пошел вместе с мирянами [по одной дороге].


      24.11. О брат! Будь честен по отношению к Господину, и сомнения покинут тебя,
      Носишь ли ты длинные волосы, или бреешь [голову] наголо (5).


      24.12. Чем тебе навредили волосы, что ты бреешь [голову] сотни раз?
      Почему не обрил душу, полную страстей и пороков?

 

      24.13. Брей порочную душу, к чему обрил голову?
      Все, что сделано, сделала [твоя] душа, [а] не волосы (6).

 

      24.14. В бритье головы пролетели дни, и сегодня не встретил Раму.
      Невозможно произносить имя Рамы, если душа занята другими делами.

 

      24.15. Приняв личину [святого], стал господином, пил и ел досыта.

      Но дорога, по которой идут [истинные] садху, для тебя закрыта.


      24.16. Стал вишнуитом, но что с того? Ведь не обрел знания [Бога].
      Поставив [на лоб] тилак и чхапу (7), постоянно сгораешь в огне сансары (8).


      24.17. Все могут заниматься йогой тела, [но] редок тот, кто [совершает] йогу души.
      Все сиддхи (9) достигли сахаджа, [потому что] занимались йогой души.

 

      24.18. Кабир: [Бог] един, но сокрыт [от нас] иллюзорным миром.

      Оставь все: заблуждения, [неверные] дела - и тогда Невидимый проявится всюду.


      24.19. О душа, ты принимала множество личин, однако не избавилась от заблуждений.
      Ты хотела постичь Истинного гуру внешними [средствами] (10), и Рама не проявился в твоей душе.

 

      24.20. Мир придумал ад, рассказывая ложные [легенды] о происхождении родовитости.
      [Это] тело уйдет, уйдет и род, если не ухватишься за лодку Рамы (11).

 

      24.21. Пристрастие к ложной родовитости погубило людей.
      Не распознали Невидимого в мире бытия, потонув в темном потоке сансары.


      24.22. Хитростью не достигнешь Хари - это основа основ.

      [Только] беспомощных и бескорыстных Гопинатх (12) возьмет под свою защиту.


      24.23. Красавица украшает себя украшениями шестнадцати видов, [она] ублажает тело и душу.
      [Но если] в душе [она] не чувствует любви [к своему] Возлюбленному, [то] к чему украшать себя?


      24.24. Пока девушка не встретила [своего] Возлюбленно], она остается девственницей.
      [Но вот она] дала [свою] руку [Жениху] и обрела радость, но познание любви - дело трудное.


      24.25. Кабир: любовь к Хари [дает] душе [бхакта] огромную радость.
      [Его] слуга не бежит вон, а хочет соединиться с Bсевышним.


      24.26. Слуга [Господа] убил вора (13), избавился от негодяев (14)

      В царстве любимого Рамы, в городе, полном благоденствия.

 

 

      Комментарий

 

      (1) Кабир намекает на известных гималайских паломников Кедарнатха и ...марнатха, которые, коченея в снегу и во льдах Гималаев, преодолевали все трудности аскезы и обрели святой сан.

      (2)стал чурбаном, т.е. душа его одеревенела, и в ней нет живого чувства любви к Богу.

      (3) Колесо для выкачивания воды из колодца напоминает Кабиру огромные четки, которые, по мнению пандитов, способствуют утолению духовной жажды.

      (4) Амарапур - букв. "обитель бессмертных". Ш. Водевиль интерпретирует Амарапур как сахасрара, или гаганмандала, - место в теле йогина, которое считается центром единения с Божеством, согласно философии хатха-йоги. Ср. [96, 176].

      (5) Ср. "Адигрантх" [11, 25]: "Кабир: Если ты возлюбишь одного (Раму), то все сомнения покинут тебя, носишь ли (ты) длинные волосы, или бреешь (голову) наголо. По мнению Кабира, аскетические подвиги сами по себе не приводят к конечному освобождению. Имеются и иные толкования: М. Маколиф считает, что здесь можно усмотреть намек на несущественность противопоставления мирян ("носящих волосы") и отшельников ("бритоголовых"), см. [102, 103]. Менее обоснованным представляется толкование Р. Вармы: "...и если желаемое тобою исполнится, носи длинные волосы; в противном случае - обрей голову наголо", ср. [71, 170].

      (6) Ср. вариант "Адигрантха" [11, 101]: "Кабир: Дух (свой ты) не обрил, так зачем же обрил голову? Все, что (ты) сделал, сделал (твой) дух, (так что) бритье ни к чему".

      (7) чхапа - один из видов ритуального рисунка на лбу, обычно обозначает имя божества.

      (8) Ср. вариант "Адигрантха" [11, 145]: "Кабир: Стал вишнуитом, надел четыре ожерелья, но что с того? Снаружи чистейшее золото, (а) внутри полно мусору".

      (9) сиддхи - здесь восемьдесят четыре подвижника, наделенные сверхъестественной силой и обретшие спасение.

      (10) внешними (средствами) - имеются в виду четки, тилак, идолопоклонство, паломничество и пр.

      (11) лодка Рамы - олицетворение праведной жизни, осененной любовью к Раме.

      (12) Гопинатх (Gopi-nath) - букв. "Владыка пастушек", эпитет Кришны. У Кабира - одно из имен Всевышнего.

      (13) Т.е. эгоизм, собственное "Я".

      (14) См. примеч. 20 (5.19).

 


   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100