19. Глава
о деле без слов
19.1. Я считаю ученость благом, йогу - лучше учености.
Возлюби же имя Рамы, даже если люди осудят [тебя] (1).
19.2. Кабир: брось чтение, пусти книги плыть по реке.
Ищи среди пятидесяти букв [«ра» и «ма»] (2) и cocpедоточь
свои мысли [на имени Рамы] (3).
19.3. Кабир: брось чтение - мир и так грамотен.
[Если в сердце] не появилась боль любви, то что пользы
от твоего крика?
19.4. От чтения [священных] книг вымер мир, [и] не
осталось ни одного пандита.
[Но кто] познает хоть одно слово Возлюбленного, тот
станет [истинным] пандитом.
Комментарий
(1) Возлюби же имя Рамы, даже если люди осудят [тебя].
Второе полустишие в "Адигрантхе" (11,45) гласит:
"...(Но) буду (только) бхактом, (преданным) Раме, даже
если люди осудят меня". В данном двустишии отражено отношение
Кабира к путям достижения спасения. Из шести путей Кабир выбрал
единственный путь преданности - бхактимарга (bhaktimarga).
(2) Пятьдесят две буквы - алфавит санскрита в основном
состоит из сорока восьми (48) букв. Но если к ним прибывить,
как это практиковала традиция йоги, еще три буквы и мистический
звук Аум, то мы получим пятьдесят две буквы. Кабир выделяет
из всего алфавита только два слога, составляющих имя Всевышнего
("РА" и "МА", или "ХА" и "РИ").
Ср. примеч. 10 (17.11).
(3) Ср. "Адигрантх" [11, 173]: "Кабир: Отбрось
сомнения, пусть книги плывут (по реке). Изучи пятьдесят две
буквы и склони свои мысли к стопам Хари".
|