«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ Кабир "Грантхавали" | Глава о нищенстве  


     


     
                              17. Глава о нищенстве (1)

 

 



      17.1. Человек просил [подаяние] у [другого] человека [ради Господа], но Невидимый (2) не появился [в его сердце].

      [Он] не встретил Гобинда, не затушил огня [страстей], который разгорается все сильнее и сильнее.
     

      17.2. [Чтобы наполнить] свои живот, [человек] день и ночь просил милостыню,
      [Но] так и остался опьяненный гордыней власти, не исполнив своего обета.

 

      17.3. Гуру - хозяин тех слуг-учеников, которые прислуживают [ему].
      Овцу привели, чтобы снять с нее шерсть, [а она], привязанная, съела весь хлопок (3), [хранящийся в доме].
     

      17.4. Гуру - богатый купец, держит множество разносчиков [товара] (4).
      Имя Рамы не произносит устами, а жаждет [только подаяний].

 

      17.5. Кабир: [гуру] странствует с полной корзиной желаний.
      Он не волнуется об имени Рамы, а признает только металл.

 

      17.6. Хозяин в век Кали (5) жаден, собирая в чашу медные монеты.
      Он прогуливается у ворот раджи, словно прожорливая корова [на чужом поле].

 

      17.7. Хозяин в век Кали жаден, алчность его все возрастает.
      Его занимают [только] деньги, и все [свое] время проводит, подсчитывая их.

 

      17.8. Кабир: век Кали порочен, [в нем] не встретишь [ни одного] истинного муни.
      Алчные, обжоры, лицемеры - вот кто в почете!

 

      17.9. Даже прочитав четыре Веды (6), [пандиты] (7) не привязались к Хари.
      Кабир унес [свой] урожай, а пандиты ищут его в поле (8).

 

      17.10. Пусть брахман - гуру в мире, но он не гуру noдвижников.
      Запутавшись в четырех Ведах, он губит свою жизнь, несчастный.

 

      17.11. Шакт (9) - словно веревка из конопли, [которая] от влаги становится крепче.
      Без двоих - Буквы (10) и гуру, связанный, [он] пойдет в Джампур (11).
     

      17.12. Пандит, словно джайн (12), пьет воду, процеживая ее.
      А сам, ссорясь со своими соседями, по крупице теряет [свое] счастье.

 

      17.13. Пандит без толку болтает [о Боге], [но] сердце [его] не ранено [любовью к Нему].
      О[н] дает наставления другим, [а сам] попал в пасть [Ямы].

     

      17.14. Не выходя из [своих] клеток, попугаи обучают премудростям других.
      Они дают всем наставления, сами ничего не понимая.

 

      17.15. Следя за чужим урожаем, прозевал [урожай] со своего поля.
      Поучая других, [остался] со ртом, полным песка (13).     

 

      17.16. Среди звезд луна пользуется уважением,
      Но, когда восходит солнце, [она] скрывается, так же как и звезды.

 

      17.17. С виду кажется красивой, словно крепость из инея,
      [Но, когда] восходит солнце, [луна] тает, так что не наберешь и горсти воды.

 

      17.18. Совершая паломничество и купаясь в воде, все люди вымерли.

      [Ибо] имя Рамы повторяли [только губами], смерть увлекла [их за собой].

 

      17.19. Хоть поселись в Каши (14), хоть пей святую воду [Ганга].

      [Все равно] нет [тебе] спасения без имени Рамы, - так говорит Кабир, слуга [Рамы].

 

      17.20. Кабир: сколько раз я объяснял этому миру:
      Схватившись за хвост овцы, как переплыть [океан бытия]?

 

      17.21. Кабир: расхаживая с гордым видом, [люди говорят]: "Я соблюдаю свой религиозный долг».
      Hе осознают своих заблуждений, уходят из мира с миллионом грехов.

 

      17.22. [Весь] мир связан, как жертвенное животное, одной цепью: "мой", "твой".
      Семья, сыновья, жена, подобно сухой траве, горят снова и снова (15).

 

 

 

      Комментарий

 

 

 

      (1) В этом двустишии, как и в последующих, Кабир порицает лжесадху, для которого нажива - главное в жизни, противопоставляя ему бхакта, живущего во имя любви к Богу.

      (2) В оригинале - Алакх (Alakh), санскр. Alakhya, букв. "невидимый", "незаметный", "неописуемый" - эпитет Всевышнего.

      (3) Кабир иронически сравнивает жадного и корыстного гуру, собирающего дань со своих учеников ["слуг"], а не дающего истинного духовного наставления, с овцой, которую привели, чтобы снять c нее шерсть, а она съела весь хлопок, который был дома.

      (4) разносчики [товара] - ученики гуру, которые "продают" мирянам имя Рамы ради процветания своего духовного наставника.

      (5) См. примеч. 5 (1.5).

      (6) четыре Веды - четыре древнейших сборника ритуальных гимнов: 1. "Ригведа"; 2. "Яджурведа"; 3. "Самаведа"; 4. "Атхарваведа". См. примеч. 8 (1.11). Кабир отрицает авторитет Вед, противопоставляя Ведам путь бхакти.

      (7) См. примеч. 1 (9,1).

      (8) Смысл двустишия в том, что Кабир обрел Бога ("урожай"), в то время как пандиты тщетно ищут Бога, выполняя все обряды, предписанные Ведами.

      (9) Шакт, или сакат - почитатель Шакти (Дурги, Кали), божества, воплощающего в себе женскую творческую энергию. Культ Шакти в средние века был особенно распространен в Бенгалии, Ассаме, на юге Декана (подробнее о шактизме [31]). У Кабира шакт олицетворяет нечестивца, противопостоящего благочестивому бхакту-вишнуиту.

      (10) Буква, обозначающая слог, с которого начинается имя Хари или рамы ("ХА" и "РИ"; "РА" и "МА").

      (11) См. примеч. 27 (12.54).

      (12) джайн - последователь джайнизма - индийского религиозно-философского учения, возникновение которого связано с именем Махавиры Джины (VI век до н.э.). Джайны отличаются крайним аскетизмом и бережным отношением ко всему живому. Джайны пьют воду, процеживая ее, боясь, что вода содержит какие-нибудь зародыши, на рот надевают марлевую повязку, чтобы невзначай не проглотить мушку, ходят с веником, очищая себе дорогу, дабы не раздавить какое-нибудь насекомое.

      (13) остался со ртом, полным песка, т.е. "остался ни при чем". "Адигрантх" [11,98] дает иной вариант: "Кабир: [Пусть] песком наполнится рот у того, кто дает советы другим. Он следит за урожаем чужих, а свой давно проел". Двустишие представляет собой пословицу.

      (14) Каши (Варанаси, Бенарес) - считается святым городом (штат Уттар-Прадеш). Расположен на берегу Ганга.

      (15) По представлению индуизма, бренное человеческое тело бесконечно умирает и рождается снова.


   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100