|
Василий Бродов - русский
философ и йог
Кто
такие йоги?.. Еще лет десять назад ответ на этот вопрос для
подавляющего числа россиян звучал приблизительно так: "индийские
отшельники-маргиналы, умеющие спать на гвоздях, завязываться
в узел и стоять на голове". А сегодня йога стала настоящим
фетишем, повальным увлечением гламурной российской молодежи.
Ни один модный фитнесс-клуб в Москве и других крупнейших городах
страны не обходится без преподавателя йоги, а за ковриками
для занятий в спортивных магазинах порой выстраиваются очереди.
Запрещенная в советскую
эпоху, йога становится все более популярной в России. Только
в Москве и в Санкт-Петербурге, по мнению издателя российского
Yoga Journal, ею регулярно занимаются, по меньшей мере, 100
тыс. человек. И среди них - президент Дмитрий Медведев! Заявив
в интервью журналу "Тайны звезд", что он умеет даже
делать стойку на голове (ширшасану), Медведев вызвал настоящий
фурор и всплеск энтузиазма и у старых поклонников йоги, и
у неофитов, решивших взять на вооружение необычную для российской
традиции дисциплину физической и духовной культуры.
Теперь для этого нет
никаких препятствий - и лишь немногие вспоминают о российских
первопроходцах, самостоятельно осваивавших йогу по переводным
книгам и стремившихся поделиться накопленными знаниями и умениями
с согражданами в те времена, когда за это можно было поплатиться
хорошей работой, материальным благополучием, а то и свободой.
Все это довелось испытать на собственном опыте профессору
Василию Васильевичу Бродову - первому председателю Ассоциации
йоги СССР.
Путь к индийской философии
и йоге не был для него простым. Уроженец Москвы (28.02.1912)
окончил философский факультет МИФЛИ в 1938 году. Однако в
те времена и помыслить не мог о том, что Индия станет делом
всей его жизни. Тяга к свободомыслию в годы сталинских репрессий
привели молодого преподавателя философии в знаменитую тюрьму
в ГУЛАГ, где он встретил начало Второй мировой войны. Заключенный
Бродов подавал рапорт за рапортом с просьбой послать его на
фронт. Сначала лагерное начальство отвечало категорическим
отказом, но на фронтах становилось все напряженнее, и заключенных
вынуждены были бросать на передовую - в штрафные батальоны.
Рядовым артиллеристом прошагал Бродов от Украины до Берлина
и чудом выжил. Лагерь, ожесточенные бои и ранения остались
за плечами Василия - ведь он "искупал вину перед родиной
кровью" - напоминанием о нелегкой юности на всю жизнь.
Впрочем,
и после окончания войны жизнь его не баловала. Закончив аспирантуру
Института философии АН СССР и защитив кандидатскую диссертацию
на востребованную при коммунистическом режиме тему ("Инструментализм
Д.Дьюи на службе американской реакции"), он, тем не менее,
был фактически сослан в город Саранск старшим преподавателем
кафедры философии в педагогическом институте. Его долго футболили
из одного вуза в другой, пока "неблагонадежному",
но талантливому бывшему ссыльному не удалось стать доцентом
кафедры диалектического и исторического материализма естественных
факультетов МГУ (1962-1966 гг). Как вспоминают соратники Василия
Васильевича, "это были самые плодотворные годы его научной
и педагогической деятельности". Тогда же и пришла к нему
Индия. Тему докторской диссертации - "Прогрессивная философская
и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850-1917)",
которую он успешно защитил в 1964 году, Бродову подсказал
директор ИФ АН СССР академик Георгий Александров, с которым
Василию посчастливилось работать. Его диссертация в то время
была большим прорывом не только в советской индологии, но,
по признанию немецкого индолога Вальтера Рубина, первым систематическим
исследованием по истории индийской философии конца XIX - начала
XX вв.
Был в его биографии
и такой примечательный факт - на встрече в МГУ президента
Индии Сарвапалли Радхакришнана в 1964 году именно профессор
Бродов выступал с приветственной речью в адрес гостя. Он подарил
главе государства книгу "Древнеиндийская философия. Упанишады",
первую в серии "Философское наследие" - перевод
с санскрита древнеиндийских текстов. Над изданием работала
группа переводчиков, а сам Бродов написал предисловие и обширные
комментарии к тестам Упанишад с философской точки зрения.
Новая тема теперь как
будто сама направляла свежеиспеченного доктора философских
наук в правильное русло. Став в 1966 году заведующим кафедрой
философии Всесоюзного заочного инженерно-строительного института
(ныне - Московский институт коммунального хозяйства и строительства),
профессор по-прежнему работает на индийском направлении и
в качестве ученого секретаря принимает участие в подготовке
к изданию "Истории философии". В этом шеститомном
труде, вышедшем в свет в полном объеме в 1965 году, перу Бродова
принадлежат отдельные главы по истории индийской философии.
Тогда же, в начале 60-х
годов, Василию Бродову посчастливилось встретиться в Москве
с известным индийским гуру Дхирендрой Брахмачари, который
был приглашен в СССР для исследования возможности применения
йоги при подготовке советских космонавтов. Брахмачари читал
им лекции и проводил практические занятия в закрытой группе,
куда удалось попасть российскому ученому.
Общение с выдающимся
гуру, освоение асан и пранаямы не замедлили благотворно сказаться
на здоровье бывшего фронтовика. Профессор Бродов - философ-индолог,
открывший для себя йогу, этот, как он называл, "плод
творческого гения индийского народа", посвятил свою дальнейшую
жизнь ее популяризации родной стране. Он пользовался любой
возможностью донести до соотечественников крупицы древнего
целительного знания, несмотря на неодобрение со стороны властей.
И время от времени ему удавалось прорвать железный занавес!
"Василий Бродов
был человеком, стоявшим у истоков борьбы за официальную, хотя
и косвенную возможность изучения и пропаганды йоги в СССР",
- подчеркивает Виктор Бойко, один из популярных российских
преподавателей йоги времен перестройки, принимавший участие
в работе Ассоциации Йоги СССР.
Здесь интересно обратить внимание
на статью "Учение индийских йогов о здоровье человека
в свете современной науки", которая вышла в сборнике
"Философские вопросы медицины". Он был издан в 1962
году по санкции идеологического отдела ЦК КПСС, обеспокоенного
тем, что просачивание в страну информации о йоге оказалось
косвенным следствием политического сближения и последовавшего
затем экономического и культурного сотрудничества СССР с Республикой
Индия. Идеологам коммунизма совсем не хотелось иметь дело
с проникновением в народные массы каких-либо систем личностного
развития, поскольку любая из них противоречила сложившейся
системе тотального оболванивания. "Кандидат философии
Бродов к тому времени уже значительно поправил практикой йоги
свое здоровье, изрядно подорванное четырехлетним пребыванием
в действующей армии, включая штрафбат, а также послевоенную
ссылку, - рассказывает Бойко. - И будучи реальным исполнителем
госзаказа, он, тем не менее, понимал свою задачу как открывшуюся
возможность дать в государственном издании хотя бы какую-то
информацию об индийской йогической традиции. В итоге эта статья
явилась первой официальной публикацией о йоге со времени смерти
Сталина, и при советской власти вообще, что делает ее уникальной".
Затем последовал еще
целый ряд статей об индийских йогах в различных изданиях,
в том числе, в авторитетном "Научно-атеистическом словаре"
(М., 1969) и журнале "Наука и религия" (1962, No.4).
Василий Бродов также выступил в качестве соавтора и главного
консультанта научно-популярного фильма "Индийский йоги.
Кто они?", вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего
взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии.
Однако фильм не получил
одобрения властей, и на долгие годы был положен на полку.
Вот что писал об истории создания фильма и последовавшей затем
реакции сам Василий Бродов. "Годы культа личности и застоя
в нашей стране были временем резко негативного отношения к
йоге. Официально объявлялось, что йога с философской точки
зрения - это идеализм, религия, мистика, а на практике - это
знахарство, шаманство, акробатика. У нас, создателей фильма,
был замысел: во-первых, познакомить советских людей с уникальным
явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у
наших ученых, в первую очередь, представителей медико-биологических
наук, размышления на тему "твои возможности, человек";
в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того
рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям
дополнительным резервом здоровья. К сожалению, по идеологическим
причинам застойного периода, замысел не получил ожидаемого
понимания и оценки. У наиболее влиятельных чиновников из Минздрава
и Госкомспорта была однозначная реакция на содержание фильма:
"пропаганда идеализма и религии". Результат сей
критики известен: пригвожденная к столбу "не нашей идеологии",
йога была запрещена". Пытаясь как-то повлиять на систему,
в начале 70-х гг группа ученых и общественных деятелей, включая
В.Бродова, написала открытое письмо генеральному секретарю
ЦК КПСС Брежневу и председателю Совета Министров СССР Косыгину
с просьбой легализовать йогу и создать научно-исследовательский
институт йога-терапии. Под обращением подписались известные
врачи и ученые, журналисты, работники культуры и искусства,
но видимых результатов эта инициатива в тот момент не принесла.
"Однако не все советские
люди разделяли аргументы и мотивы, по которым был издан запрет,
- вспоминал В.Бродов позднее, уже будучи президентом Ассоциации
Йоги СССР, созданной в 1989 году. - Многие практиковали хатха-йогу
индивидуально, тайно, у себя дома. Роль учебных пособий играла
иностранная литература, её переводы - так называемый самиздат.
Когда же наступили годы перестройки, по всей стране, как грибы
после дождя, возникли "йоговские группы здоровья".
Среди руководителей групп наиболее просвещенные и одаренные
становились настоящими учителями, гуру".
Правда, вседозволенность
вынесла на поверхность и муть - среди тех, кто именовал себя
"гуру", появилось много самозванцев, людей, далеких
от настоящей йоги, занимавшихся профанацией и воспользовавшихся
удачным моментом в целях наживы. Профессор Бродов, не желая
иметь ничего общего с подобными людьми, сложил с себя председательские
полномочия, но, несмотря на отсутствие официальных регалий,
оставался признанным авторитетом среди российских йогов. Кстати,
в 90-е годы, так называемую "эпоху безвременья",
в последние годы своей жизни, профессор предсказывал, что
возрождение России возможно только по пути роста националистических
настроений и проводил четкие параллели с индийским национально-освободительным
движением. Он был уверен, что современной России нелишне будет
учесть и в определенной степени повторить индийский опыт возрождения
и сохранения государственности.
Что самое парадоксальное,
на первый взгляд, в непростой биографии Василия Бродова -
это тот факт, что он за всю свою жизнь так и не побывал в
Индии. Однако объясняется он просто - следует лишь учесть,
когда все это происходило. Как вспоминают родственники и друзья,
в 70-е годы ученого часто приглашали на философские конгрессы,
проводимые за рубежом, в том числе, и в Индии, но почему-то
- то ли из-за ГУЛАГа, то ли из-за засекреченной программы
практики йоги для космоса - его не выпускали из СССР. Последнее
приглашение посетить страну мудрецов и йогов пришло Василию
Васильевичу в начале 90-х годов от Института Культуры Миссии
Рамакришны. Но здоровье уже не позволяло столь дальних перелетов,
и он так и не увидел Индию воочию.
Тем не менее, как отмечают
коллеги, "несмотря на нелегкую жизнь, Василий Бродов
оставался всегда добродушным, неунывающим человеком, обладал
чувством тонкого юмора. Свое физическое и духовное здоровье
он поддерживал ежедневными физическими упражнениями по системе
йоги, которой владел в совершенстве".
Вот что писал об этом
сам профессор Бродов. "Йога - система саморегуляции и
самосовершенствования личности - и я могу сослаться на свой
личный опыт. С фронта в 1945 году вернулся израненный и больной.
Врач, выписывая лекарства, "утешал" меня: "Вы
еще лет десять, а то и пятнадцать протянете..." К сожалению,
лекарства мало помогали. Обострившиеся болезни - сердечная
недостаточность, радикулит, солевые отложения, камни в почках
и многие другие - заставили меня "попробовать" хатха-йогу.
Изучение первоисточников и личные консультации у индийских
специалистов помогли мне овладеть элементами этой оздоровительной
гимнастики. В результате исчезли все мучившие меня недуги.
Исчезли без помощи врачей и без лекарств. Сегодня, в год своего
78-летия, я сердечно благодарю и низко кланяюсь великому индийскому
народу за то, что он дал человечеству йогу".
Сегодня к этим словам
благодарности могут присоединиться тысячи поклонников йоги
в России [NT].
Евгения Ленц,
г. Нью-Дели
|