|
АССОЦИАЦИЯ
ЙОГИ СССР
По инициативе Московского отделения
философского общества СССР, секции "Философские проблемы
психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей
человека" 19-21 октября 1989 г. в Москве/Дом культуры
МГУ им. М.В.Ломоносова состоялась первая Всесоюзная научно-практическая
конференция "Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования
человека". В ней участвовали делегаты из разных республик,
областей и краев /около 700 человек/, а также приглашенные
специалисты по йоге из Индии, США, Англии, Франции, ФРГ, социалистических
стран. На пленарных заседаниях были заслушаны доклады советских
учёных - "Йога и современные медицинские технологии",
"Йога в системе массовой физкультуры, задачи оздоровления
населения", "Медико-социальные аспекты йоги"
и другие. Директор института им. Рамамани Айенгар, г. Пуна
/Индия/ Б.К.С.Айенгар выступил с докладом "Йога и здоровье"
и вместе с группой своих учеников продемонстрировал фрагменты
из практических занятий. Член Калифорнийской ассоциации учителей
йоги, участник редколлегии журнала "Йога", г. Сан-Франциско
/США/ Джудит Лазатер изложила свои соображения на тему "Терапевтические
аспекты йоги". Работали секции, их было три: "Йога
и самосовершенствование", "Медико-биологические
и психологические аспекты йоги" и "Практические
и организационные вопросы использования йоги для оздоровления
населения".
На учредительном заседании
конференции было принято решение о создании Ассоциации йоги
СССР, таким образом было положено начало еще одному организованному
общественному движению, имеющему цель духовного и физического
совершенствования любого отдельного человека.
Годы культа личности и застоя
в нашей стране были временем резко негативного отношения к
йоге. Официально объявлялось, что йога, с философской точки
зрения, это идеализм, религия, мистика, а на практике - это
знахарство, шаманство, акробатика. В 1970 г. на экраны страны
вышел научно-популярный фильм "Индийские йоги. Кто они?"
У создателей фильма, в том числе и у меня, как главного консультанта,
был замысел - во-первых, на материале, которым располагал
режиссер, познакомить советских людей с уникальным явлением
древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у зрителя размышления
на тему "Твои возможности, человек". У наиболее
влиятельных чиновников из Минздрава и Госкомспорта СССР была
однозначная реакция на содержание фильма: пропаганда мистики
и идеализма. Вместе с фильмом осуждению подвергалась вся йога.
Член академии медицинских наук
А.В.Снежневский в сборнике "Медицинский оккультизм"
/Изд. "Медицина", М., 1971 г./, высказав свое "политическое
возмущение" в адрес тех, кто допустил на экран названный
фильм, предал анафеме йогу как разновидность оккультизма.
Газета "Советский спорт" /24.3.1973/ назвала Хатха-йогу
частью религиозно-философской системы и "осколком религиозно-культовых
учений". Доктора медицинских наук В.С.Лобзин и М.М. Решетников
/"Аутогенная тренировка". Справочное пособие для
врачей''. Л.,1966/ с претензией на знциклопедическую достоверность
пишут: "По своей сути философия йогов - законченное идеалистическое
учение". Газета "Советская Россия" /15,12.1966/:
"Учение йогов - наиболее изощрённо и тщательно разработанная
религиозно-мистическая система". И т.д. и т.п.
А тем временем многие советские
люди в индивидуальном порядке практиковали физическую культуру
индийских йогов, получая при этом, как правило, высокие положительные
результаты для своего здоровья. Роль учебных пособий играла
иностранная литература "по йоге", её переводы /"самиздат"/.
Постепенно по всей стране стихийно стали возникать "йоговские
группы здоровья". Среда руководителей групп наиболее
в йоге просвещенные и одаренные становились настоящими учителями
/гуру/. Сегодня мы можем говорить уже о наличии в Советском
Союзе целого ряда оригинальных советских школ по методике
и практике йоги. Поиски и использование "рационального
зерна" в этой практике и учении продолжались в разных
аспектах, в том числе технических. И не без успеха. Блестящим
примером тому могут служить усилия сотрудника Школы высшего
спортивного мастерства Л.Н.Кузнецова. Исследуя йоговский феномен
"сон на гвоздях", он не только нашел в нем рациональное
содержание, раскрыл его механизм терапевтического воздействия
на организм человека, но и изобрел весьма эффективное техническое
средство для достижения лечебных целей. Его изобретение -
так называемый "ипликатор" - ныне хорошо известно
и применяется не только в Советское Союзе, но и за рубежом.
Йоговская пранаяма - предтеча
научного открытия нашего отечественного врача К.П.Бутейко,
его учения о дыхании, известного под названием "Волевая
ликвидация глубокого дыхания". О феноменах А.Чумака и
А.Кашпировского - предмет особого разговора и специальной
статьи.
Таким образом, сам ход событий
определил необходимость учреждения в нашей стране Ассоциации
йоги, в обязанность которой вошло бы, во-первых - дать философский
и естественно-научный, прежде всего медико-биологический ответ
на вопрос: что такое йога и каковы её реальные возможности
на службе здоровью современного человека?
Во-вторых: координировать действия
и объединить усилия всех уже сложившихся и вновь создаваемых
школ, групп, кружков, секций, усиленно практикующих йогу.
В-третьих: продолжать исследования
советских, и не только советских, востоковедов, положивших
начало диалектико-материалистическому прочтению учения индийских
йогов в подлинниках. Публиковать статьи, книги, в методологическом
отношении новые учебные пособия и учебники. Эта акция необходима
потому, что в Индии и за её пределами сложиласъ традиция религиозно-идеалистического
толкования йоги. Известно, что европейские колонизаторы в
свое время много сделали для того, чтобы исказить и превратно
истолковать историю закабаленного, но не покорённого индийского
народа. Среди глашатаев колониализма широкое распространение
получила концепция, согласно которой народы колониальных и
зависимых стран вообще не способны к подлинному и самостоятельному
философскому мышлению. Индийские философы являются "мудрецами
низшей расы", высокомерно писал англичанин Гау, их "тропическое
мышление находится в состоянии неподвижности и застоя".
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, - восклицал Р.Киплинг,
- им никогда не сойтись". Короче говоря, "Запад
пытался сделать всё возможное, чтобы убедить Индию, что её
философия является абсурдной, её искусство - пустым, её поэзия
- не вдохновляющей, её религия - причудливой и её этика -
варварской" /С.Радхакришнан/" Формы и методы, которыми
пользовались колонизаторы, третируя индийсукую духовную культуру,
известны. Говоря словами Маркса, это была тщательно продуманная
и жестко проводимая "адская политика". На протяжении
многих лет и десятилетний апологеты колониализма сочиняли
исторические и философские "адские" труды об Индии.
Сложилась целая литература, которая, к сожалению, до сих пор
оказывает своё тлетворное влияние не только в Индии, но далеко
за её пределами, в том числе частично и в нашей, стране, особенно
- по отношению к йоге.
Конспектируя труды немецкого
философа Гегеля, В.И.Ленин писал:
"Я вообще стараюсь читать
Гегеля материалистически, Гегель есть поставленный на голову
материализм….т.е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют,
чистую идею" /"Философские тетради", стр. 93/.
Придерживаясь ленинского методологического принципа историко-философского
исследования, мы обнаруживаем, что по своей сущности йога
не является философией и не нуждается в связи с религией.
В своих исходных методологических принципах йога опирается
на стихийный материализм и диалектику атеистической философии
санкхья.
В-четвёртых, для обмена опытом
устанавливать и развивать творческие контакты с Ассоциациями
йоги других стран и континентов.
Мы рассматриваем йогу как один
из резервов здоровья.
К сожалению, не всякий человек
может /или хочет, или способен/ воспользоваться этим резервом,
но только тот, кто имеет неутолимое желание и волю самосовершенствоваться,
т.е. "быть творцом собственной жизни, здоровья и счастья".
Путь к здоровью и счастью открыт для всех, надо только постоянно
работать над собой, стремясь к познанию биологических, моральных
и психологических корней своих недомоганий. Мы обязаны знать
и быть врачами своего собственного тела и духа, ибо стремление
лечить болезнь тела, не обращая внимания на болезни духа,
есть попытка достичь невозможного. Жизнь бесконечно интересна
и прекрасна. Единство истины, добра и красоты - духовная основа
человеческой личности.
Чем удобна и выгодна йога? Во-первых,
она общедоступна, занимает мало времени и весьма эффективна
в профилактике заболеваний. Во-вторых, нетребовательна ко
внешним условиям и не нуждается в гимнастическом оборудовании:
два квадратных метра площади и коврик /летом - на траве/,
упражнения проходят тихо, бесшумно; некоторые упражнения можно
проводить утром /перед завтраком/, днем /в перерыве на работе,
достигая этим немедленного освежения и устранения усталости
или сонливости/ и вечером /перед сном/. В-третьих, само собой
возникает желание бросить курить, избавиться от склонности
к алкоголю и потреблению наркотиков.
Принципиально важно отметить,
что Ассоциация ориентируется в своей работе на материалистическое
прочтение, истолкование йоги. На практике это означает, в
первую очередь, что упражняющийся в йоге, как личность, не
меняет присущий ему образ жизни и мысли. Для него йога - это:
- физическое совершенствование,
приобретение и сохранение до глубокой старости сильного, гибкого,
гармонически развитого, красивого тела;
- выработка общего иммунитета
к заболеваниям;
- уравновешенная психика: приобретение
умения контролировать чувства и управлять ими;
- развитие положительных качеств:
стремления к трудолюбию, социальной справедливости, физической
опрятности, нравственной чистоте.
В этом смысле мы говорим, что
йога - система саморегуляции и самосовершенствования личности.
Могу сослаться на свой личный опыт. С фронта в 1945 году вернулся
израненный и больной. Врач, выписывая лекарства, "утешал"
меня - Вы еще лет десять, а то и пятнадцать протянете… К сожалению,
лекарства мало помогали. Обострившиеся болезни /сердечная
недостаточностъ, радикулит, солевые отложения, камни в почках
и многие другие/ заставили меня "попробовать" хатха-йогу.
Изучение первоисточников /я индолог/ и личные консультации
у индийских специалистов помогли мне овладеть элементами этой
оздоровительной гимнастики. В результате исчезли все мучившие
меня недуги. Исчезли без помощи врачей и без лекарств. Сегодня,
в год своего 78-летия, я сердечно благодарю и низко кланяюсь
великому индийскому народу за то, что он дал человечеству
йогу. Вспоминаю своего тёзку - Василия Феофиловича Купревича,
бывшего президента Академии наук Белоруссии, который в декабре
1965 года, обращаясь к комсомольцам, сказал: "Каждому
из нас хочется жить подольше. Поверьте, даже глубокие старики
никогда не хотят умирать. Никогда! Человек ни разумом, ни
телом не приемлет смерти, и это не зависит от количества прожитых
лет. Недавно пришлось перенести три операции, очень тяжелых,
и, честное слово, хотелось жить, хотя мне далеко уже не двадцать
лет! Смерть противна человеческой натуре, и поэтому мы так
активно боремся с ней с помощью медицины… Медики всяческими
способами стараются продлить жизнь человека. Появились такие
лекарства, как пенициллин. Врачи научились излечивать людей
от туберкулеза, тифа, оспы и других инфекций. Но если медицинская
наука пойдет только этим путем, то она неизбежно приблизится
к преодолимому рубежу, достигнет своего потолка… Поэтому нельзя
идти только одной дорогой. Нужно объединиться ученым из разных
отраслей знания, чтобы подробно узнать всё о человеческом
организме, познать самые интимные процессы, которые происходят
в нем".
Очевидно, добавим мы, здесь
определенную роль может сыграть йога, её тысячелетний опыт.
Ассоциация работает в тесном
контакте с государственными, общественными организациями,
задачами которых является оздоровление населения, повышение
культурного уровня, укрепления дружбы между народами.
Несколько слов о структуре
Ассоциации
Методологический отдел /теория,
идеология/.
Научно-исследовательский отдел
/медицинское направление/ - осуществляет свою деятельность
/йога-терапия/ на базе "Клиники неврозов" /ул. Донская,
43/.
Физкультурно-оздоровительный
отдел - занимается вопросами организации и проведения занятий
с практически здоровыми людьми /профилактика возможных заболеваний/.
Редакционно-издательский отдел
- публикация учебников и методической литературы.
Отдел международных связей -
деловые и творческие контакты с зарубежными организациями,
переписка, приемы, командировки.
Наш адрес: Москва, ул. Донская,
43, тел. 232-54-63.
Президент Ассоциации йоги СССР,
Доктор философских наук, профессор
/ В.В.Бродов /
10 дек. 1989 г. Тел. 140-95-34
/дом./
278-23-00 / сл. /
|