«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

БРОДОВ В.В. АРХИВБродов В.В. | Ассоциация Йоги СССР  

 

 

     

 


          АССОЦИАЦИЯ ЙОГИ СССР

 

 

 

 

     По инициативе Московского отделения философского общества СССР, секции "Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека" 19-21 октября 1989 г. в Москве/Дом культуры МГУ им. М.В.Ломоносова состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция "Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека". В ней участвовали делегаты из разных республик, областей и краев /около 700 человек/, а также приглашенные специалисты по йоге из Индии, США, Англии, Франции, ФРГ, социалистических стран. На пленарных заседаниях были заслушаны доклады советских учёных - "Йога и современные медицинские технологии", "Йога в системе массовой физкультуры, задачи оздоровления населения", "Медико-социальные аспекты йоги" и другие. Директор института им. Рамамани Айенгар, г. Пуна /Индия/ Б.К.С.Айенгар выступил с докладом "Йога и здоровье" и вместе с группой своих учеников продемонстрировал фрагменты из практических занятий. Член Калифорнийской ассоциации учителей йоги, участник редколлегии журнала "Йога", г. Сан-Франциско /США/ Джудит Лазатер изложила свои соображения на тему "Терапевтические аспекты йоги". Работали секции, их было три: "Йога и самосовершенствование", "Медико-биологические и психологические аспекты йоги" и "Практические и организационные вопросы использования йоги для оздоровления населения".

 

     На учредительном заседании конференции было принято решение о создании Ассоциации йоги СССР, таким образом было положено начало еще одному организованному общественному движению, имеющему цель духовного и физического совершенствования любого отдельного человека.


     Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога, с философской точки зрения, это идеализм, религия, мистика, а на практике - это знахарство, шаманство, акробатика. В 1970 г. на экраны страны вышел научно-популярный фильм "Индийские йоги. Кто они?" У создателей фильма, в том числе и у меня, как главного консультанта, был замысел - во-первых, на материале, которым располагал режиссер, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у зрителя размышления на тему "Твои возможности, человек". У наиболее влиятельных чиновников из Минздрава и Госкомспорта СССР была однозначная реакция на содержание фильма: пропаганда мистики и идеализма. Вместе с фильмом осуждению подвергалась вся йога.


     Член академии медицинских наук А.В.Снежневский в сборнике "Медицинский оккультизм" /Изд. "Медицина", М., 1971 г./, высказав свое "политическое возмущение" в адрес тех, кто допустил на экран названный фильм, предал анафеме йогу как разновидность оккультизма. Газета "Советский спорт" /24.3.1973/ назвала Хатха-йогу частью религиозно-философской системы и "осколком религиозно-культовых учений". Доктора медицинских наук В.С.Лобзин и М.М. Решетников /"Аутогенная тренировка". Справочное пособие для врачей''. Л.,1966/ с претензией на знциклопедическую достоверность пишут: "По своей сути философия йогов - законченное идеалистическое учение". Газета "Советская Россия" /15,12.1966/: "Учение йогов - наиболее изощрённо и тщательно разработанная религиозно-мистическая система". И т.д. и т.п.


     А тем временем многие советские люди в индивидуальном порядке практиковали физическую культуру индийских йогов, получая при этом, как правило, высокие положительные результаты для своего здоровья. Роль учебных пособий играла иностранная литература "по йоге", её переводы /"самиздат"/. Постепенно по всей стране стихийно стали возникать "йоговские группы здоровья". Среда руководителей групп наиболее в йоге просвещенные и одаренные становились настоящими учителями /гуру/. Сегодня мы можем говорить уже о наличии в Советском Союзе целого ряда оригинальных советских школ по методике и практике йоги. Поиски и использование "рационального зерна" в этой практике и учении продолжались в разных аспектах, в том числе технических. И не без успеха. Блестящим примером тому могут служить усилия сотрудника Школы высшего спортивного мастерства Л.Н.Кузнецова. Исследуя йоговский феномен "сон на гвоздях", он не только нашел в нем рациональное содержание, раскрыл его механизм терапевтического воздействия на организм человека, но и изобрел весьма эффективное техническое средство для достижения лечебных целей. Его изобретение - так называемый "ипликатор" - ныне хорошо известно и применяется не только в Советское Союзе, но и за рубежом.


     Йоговская пранаяма - предтеча научного открытия нашего отечественного врача К.П.Бутейко, его учения о дыхании, известного под названием "Волевая ликвидация глубокого дыхания". О феноменах А.Чумака и А.Кашпировского - предмет особого разговора и специальной статьи.


     Таким образом, сам ход событий определил необходимость учреждения в нашей стране Ассоциации йоги, в обязанность которой вошло бы, во-первых - дать философский и естественно-научный, прежде всего медико-биологический ответ на вопрос: что такое йога и каковы её реальные возможности на службе здоровью современного человека?


     Во-вторых: координировать действия и объединить усилия всех уже сложившихся и вновь создаваемых школ, групп, кружков, секций, усиленно практикующих йогу.


     В-третьих: продолжать исследования советских, и не только советских, востоковедов, положивших начало диалектико-материалистическому прочтению учения индийских йогов в подлинниках. Публиковать статьи, книги, в методологическом отношении новые учебные пособия и учебники. Эта акция необходима потому, что в Индии и за её пределами сложиласъ традиция религиозно-идеалистического толкования йоги. Известно, что европейские колонизаторы в свое время много сделали для того, чтобы исказить и превратно истолковать историю закабаленного, но не покорённого индийского народа. Среди глашатаев колониализма широкое распространение получила концепция, согласно которой народы колониальных и зависимых стран вообще не способны к подлинному и самостоятельному философскому мышлению. Индийские философы являются "мудрецами низшей расы", высокомерно писал англичанин Гау, их "тропическое мышление находится в состоянии неподвижности и застоя". "Запад есть Запад, Восток есть Восток, - восклицал Р.Киплинг, - им никогда не сойтись". Короче говоря, "Запад пытался сделать всё возможное, чтобы убедить Индию, что её философия является абсурдной, её искусство - пустым, её поэзия - не вдохновляющей, её религия - причудливой и её этика - варварской" /С.Радхакришнан/" Формы и методы, которыми пользовались колонизаторы, третируя индийсукую духовную культуру, известны. Говоря словами Маркса, это была тщательно продуманная и жестко проводимая "адская политика". На протяжении многих лет и десятилетний апологеты колониализма сочиняли исторические и философские "адские" труды об Индии. Сложилась целая литература, которая, к сожалению, до сих пор оказывает своё тлетворное влияние не только в Индии, но далеко за её пределами, в том числе частично и в нашей, стране, особенно - по отношению к йоге.


     Конспектируя труды немецкого философа Гегеля, В.И.Ленин писал:


     "Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, Гегель есть поставленный на голову материализм….т.е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею" /"Философские тетради", стр. 93/. Придерживаясь ленинского методологического принципа историко-философского исследования, мы обнаруживаем, что по своей сущности йога не является философией и не нуждается в связи с религией. В своих исходных методологических принципах йога опирается на стихийный материализм и диалектику атеистической философии санкхья.


     В-четвёртых, для обмена опытом устанавливать и развивать творческие контакты с Ассоциациями йоги других стран и континентов.


     Мы рассматриваем йогу как один из резервов здоровья.


     К сожалению, не всякий человек может /или хочет, или способен/ воспользоваться этим резервом, но только тот, кто имеет неутолимое желание и волю самосовершенствоваться, т.е. "быть творцом собственной жизни, здоровья и счастья". Путь к здоровью и счастью открыт для всех, надо только постоянно работать над собой, стремясь к познанию биологических, моральных и психологических корней своих недомоганий. Мы обязаны знать и быть врачами своего собственного тела и духа, ибо стремление лечить болезнь тела, не обращая внимания на болезни духа, есть попытка достичь невозможного. Жизнь бесконечно интересна и прекрасна. Единство истины, добра и красоты - духовная основа человеческой личности.


     Чем удобна и выгодна йога? Во-первых, она общедоступна, занимает мало времени и весьма эффективна в профилактике заболеваний. Во-вторых, нетребовательна ко внешним условиям и не нуждается в гимнастическом оборудовании: два квадратных метра площади и коврик /летом - на траве/, упражнения проходят тихо, бесшумно; некоторые упражнения можно проводить утром /перед завтраком/, днем /в перерыве на работе, достигая этим немедленного освежения и устранения усталости или сонливости/ и вечером /перед сном/. В-третьих, само собой возникает желание бросить курить, избавиться от склонности к алкоголю и потреблению наркотиков.


     Принципиально важно отметить, что Ассоциация ориентируется в своей работе на материалистическое прочтение, истолкование йоги. На практике это означает, в первую очередь, что упражняющийся в йоге, как личность, не меняет присущий ему образ жизни и мысли. Для него йога - это:


     - физическое совершенствование, приобретение и сохранение до глубокой старости сильного, гибкого, гармонически развитого, красивого тела;


     - выработка общего иммунитета к заболеваниям;


     - уравновешенная психика: приобретение умения контролировать чувства и управлять ими;


     - развитие положительных качеств: стремления к трудолюбию, социальной справедливости, физической опрятности, нравственной чистоте.


     В этом смысле мы говорим, что йога - система саморегуляции и самосовершенствования личности. Могу сослаться на свой личный опыт. С фронта в 1945 году вернулся израненный и больной. Врач, выписывая лекарства, "утешал" меня - Вы еще лет десять, а то и пятнадцать протянете… К сожалению, лекарства мало помогали. Обострившиеся болезни /сердечная недостаточностъ, радикулит, солевые отложения, камни в почках и многие другие/ заставили меня "попробовать" хатха-йогу. Изучение первоисточников /я индолог/ и личные консультации у индийских специалистов помогли мне овладеть элементами этой оздоровительной гимнастики. В результате исчезли все мучившие меня недуги. Исчезли без помощи врачей и без лекарств. Сегодня, в год своего 78-летия, я сердечно благодарю и низко кланяюсь великому индийскому народу за то, что он дал человечеству йогу. Вспоминаю своего тёзку - Василия Феофиловича Купревича, бывшего президента Академии наук Белоруссии, который в декабре 1965 года, обращаясь к комсомольцам, сказал: "Каждому из нас хочется жить подольше. Поверьте, даже глубокие старики никогда не хотят умирать. Никогда! Человек ни разумом, ни телом не приемлет смерти, и это не зависит от количества прожитых лет. Недавно пришлось перенести три операции, очень тяжелых, и, честное слово, хотелось жить, хотя мне далеко уже не двадцать лет! Смерть противна человеческой натуре, и поэтому мы так активно боремся с ней с помощью медицины… Медики всяческими способами стараются продлить жизнь человека. Появились такие лекарства, как пенициллин. Врачи научились излечивать людей от туберкулеза, тифа, оспы и других инфекций. Но если медицинская наука пойдет только этим путем, то она неизбежно приблизится к преодолимому рубежу, достигнет своего потолка… Поэтому нельзя идти только одной дорогой. Нужно объединиться ученым из разных отраслей знания, чтобы подробно узнать всё о человеческом организме, познать самые интимные процессы, которые происходят в нем".


     Очевидно, добавим мы, здесь определенную роль может сыграть йога, её тысячелетний опыт.


     Ассоциация работает в тесном контакте с государственными, общественными организациями, задачами которых является оздоровление населения, повышение культурного уровня, укрепления дружбы между народами.

 


     Несколько слов о структуре Ассоциации

 


     Методологический отдел /теория, идеология/.


     Научно-исследовательский отдел /медицинское направление/ - осуществляет свою деятельность /йога-терапия/ на базе "Клиники неврозов" /ул. Донская, 43/.


     Физкультурно-оздоровительный отдел - занимается вопросами организации и проведения занятий с практически здоровыми людьми /профилактика возможных заболеваний/.


     Редакционно-издательский отдел - публикация учебников и методической литературы.


     Отдел международных связей - деловые и творческие контакты с зарубежными организациями, переписка, приемы, командировки.


     Наш адрес: Москва, ул. Донская, 43, тел. 232-54-63.


     Президент Ассоциации йоги СССР,
     Доктор философских наук, профессор / В.В.Бродов /

     10 дек. 1989 г. Тел. 140-95-34 /дом./
     278-23-00 / сл. /

     




      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100