«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Введение  

 

 

 

 

          Раздел второй

 

 


          ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИНДИИ С НАЧАЛА XX в. ДО КОНЦА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

 


          ВВЕДЕНИЕ

 

 


     В конце XIX - начале XX в. Индия продолжала оставаться английской колонией. В этот период Англия использовала Индию не только в качестве источника сырья и рынка сбыта, но прежде всего как сферу приложения капитала.

 

     Если в 1899 г. доходы Англии от внешней торговли выражались в сумме 18 млн. фунтов стерлингов и доходы от заграничных инвестиций - в сумме 90 - 100 млн. фунтов стерлингов, то в 1912 г. эти цифры возросли, соответственно, до 33 и 176 млн. Таким образом, в то время как торговые прибыли возросли за эти годы лишь на 15 млн. фунтов стерлингов, прибыли, полученные от экспорта капитала, увеличились за тот же период на 76-86 млн. фунтов стерлингов (1).

 

     Анализируя статистические данные, относящиеся к 1914 г., Пальм Датт пишет: «Совершенно очевидно, что в 1914 г. проценты и прибыль с капиталовложений и прямая дань значительно превысили общую прибыль британских торговых, промышленных и судовладельческих кругов, полученную ими из Индии. Таким образом, эксплуатация Индии английским финансовым капиталом стала главной характерной чертой экономики Индии в XX веке» (2).

 

     Это обстоятельство оказывало решающее влияние на положение и исторические судьбы всех классов индийского общества.

 

     Огромная тяжесть бремени колониальной и феодальной эксплуатации легла на плечи индийского крестьянства. Сохранившиеся сильные пережитки феодализма и крайне медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве страны привели к тому, что процесс разложения крестьянства шел по наиболее мучительному пути «непролетарского обнищания» (3).

 

     Крестьянин-земледелец, если он еще не попал в ряды безземельного пролетариата, страдал от непомерных поборов. Из своего скудного дохода, который ему удавалось получать с помощью устарелых орудий труда с небольшого участка земли и которого далеко не хватало даже на то, чтобы кое-как просуществовать самому и содержать семью, он должен был часть отдать правительству в виде налога, часть - помещику в виде ренты и часть - за долг ростовщику (4).

 

     Резко ухудшилось положение рабочего класса Индии. Рабочие на протяжении всего рабочего дня (13-15, а в отдельных случаях и 17 часов) в условиях тропической индийской жары почти без отдыха находились у станков в плохо вентилируемых помещениях с неогражденными машинами. Жилищные условия рабочих были столь же невыносимыми, как и условия работы на фабриках. Семьи рабочих ютились в крошечных, душных каморках, среди разлагавшихся отбросов и открытых каналов для стока нечистот. Все это создавало большой процент заболеваемости и смертности, особенно среди детей (5).

 

     В условиях существования колониальной структуры экономики перед индийской национальной буржуазией были по сути дела лишь два пути увеличения промышленных прибылей: с одной стороны, усиление эксплуатации рабочих; с другой стороны, уменьшение доли прибыли, изымаемой империалистами у национальной промышленности. Поэтому любое наступление колонизаторов на прибыли национальной буржуазии почти тотчас же усиливало ее давление на рабочий класс, и, наоборот, растущее сопротивление рабочего класса принуждало национальную буржуазию более решительно отстаивать свои экономические интересы от натиска английского капитала.

 

     Таким образом, даже чисто экономическая борьба индийского рабочего класса на национальных предприятиях объективно имела антиимпериалистический смысл, ибо в известной мере сдерживала натиск империализма на национальную промышленность и обостряла противоречия между индийской буржуазией и английским империализмом (6).

 

     Крупная индийская буржуазия стремилась сотрудничать с английским капиталом. Но это «сотрудничество» было неравноправным и бесперспективным для индийской бружуазии, ибо колонизаторы практически не считались с интересами своего младшего «партнера». Более того, используя политическую, экономическую и техническую зависимость Индии, они сознательно тормозили развитие ее национальной промышленности. Средняя и мелкая буржуазия Индии не имела общих интересов с английским капиталом, но ей с самого начала своего зарождения пришлось вести жестокую конкурентную борьбу против английского импорта.

 

     Объективно для всех классов индийского общества в тот исторический период главным противником был колониализм. Это, конечно, не значит, что все эти классы совместно выступали против колониализма. Напротив, с усилением империалистической эксплуатации между ними обострялись противоречия, нередко доходившие до открытых столкновений. Тем не менее противоречие между тенденцией самостоятельного развития Индии и колониальным господством английского империализма оставалось главным, основным противоречием, без разрешения которого не могла быть удовлетворительно решена ни одна социальная проблема внутри страны.

 

     Обострение основного противоречия находило свое выражение в бурном росте национально-освободительного движения. В этот период народные выступления получили широкий размах и начали приобретать невиданную ранее организованность и демократический характер, обнаружив тенденцию к слиянию в могучий всеиндийский поток.

 

     Характеризуя освободительное движение в странах Востока в первом десятилетии XX в., В. И. Ленин называл его «революционно-демократическим движением» (7). Вместе с пролетариатом и широкими массами крестьянства шла буржуазия. «Буржуазия там еще идет с народом, против реакции» (8), - подчеркивал В. И. Ленин.

 

     В Индии того времени фактическое руководство национально-освободительной борьбой осуществляла партия Индийский национальный конгресс, в частности ее левое крыло во главе с выдающимся политическим деятелем Бал Гангадхаром Тилаком (1856-1920).

 

     Основными лозунгами национально-освободительного движения в Индии были: сварадж (свое правление; политическая независимость), свадеши (свое производство; экономическая независимость), национальное образование (создание школ и высших учебных заведений, независимых от английских властей) и бойкот английских товаров.

 

     Большое влияние на подъем и развитие национально-освободительного движения в Индии оказала русская революция 1905 г. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года, - писал В. И. Ленин, - окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» (9).

 

     В 1905-1908 гг. «движение свадеши» (10) резко обострилось и достигло своего наивысшего подъема. Непосредственным толчком к этому был раздел Бенгалии (11). Этот акт колонизаторов, действовавших по принципу «разделяй и властвуй», вызвал широкую волну протестов. С ноября 1903 г. до октября 1905 г., т. е. со времени, когда правительство объявило о своем намерении, до того момента, когда раздел стал совершившимся фактом, в обеих частях разорванной провинции состоялось около 2 тыс. митингов, собиравших от 500 до 50 тыс. участников, как индусов, так и мусульман.

 

     Среди индийских патриотов-демократов все большее и большее распространение получала идея вооруженной борьбы за свержение чужеземного господства. Тилак и его последователи резко критиковали «мужественную бездеятельность» индийских либералов (Гокхале, Наороджи и др.) с их петициями и просьбами, обращенными к колонизаторам. «...В конечном счете, - писал Тилак, - меч должен быть обнажен» (12). Во многих провинциях (Махараштра, Бенгалия, Пенджаб и др.) возникли многочисленные «тайные общества» - подпольные организации, ставившие своей целью подготовку вооруженного восстания.

 

     В этот период в Индии деспотизм английского правительства часто сравнивался с деспотизмом русского царя. Широкий интерес вызывала деятельность русских революционеров, изучалась история народовольчества, его борьбы с царским режимом. Восторженно встречались вести о военных поражениях царского правительства в войне с Японией, рассказы об этом доходили до глухих деревень. «Посмотрите, как быстро растет движение индусов к национальной свободе и против жестокой опеки Англии» (13), - писал в этот период А. М. Горький.

 

     В борьбе за свободу и независимость своей родины активное участие принимали индийцы-эмигранты, проживавшие в странах Европы. Индийская эмиграция состояла преимущественно из представителей состоятельных классов, средней и отчасти мелкой буржуазии; встречались студенты, врачи, юристы и т. д., но рабочих не было. Характеризуя общественно-политические и теоретические интересы эмигрантов, М. Л. Вельтман писал: «Редко кто из индусских эмигрантов знал что-либо о Марксе, Ленине, Плеханове, Бебеле, Каутском, зато почти все они знали если не работы, то во всяком случае имена Спенсера, Милля, а из русских писателей - Толстого» (14).

 

     Накануне первой мировой войны роль вождя индийской революционной эмиграции в Европе принадлежала индианке Б. Р. Каме. «Она не только принимала деятельное участие в издании заграничного революционного журнала «Банд Матарам», но и поддерживала самые деятельные сношения с Индией, руководила отправкой нелегальной литературы и стояла во главе всей активной революционной эмиграции в Европе и Америке» (15). Б. Р. Кама читала марксистскую литературу, проявляла живой интерес к революционным событиям в России, особенно к революции 1905-1907 гг., интересовалась ролью рабочего класса в движении. Она высоко ценила творчество А. М. Горького. О стихотворении «Песнь о Соколе» она говорила: «Эта вещица лучше любой статьи, любой прокламации. Это против вашего Толстого и против всех наших противников борьбы с Англией» (16).

 

     Революционно настроенная часть индийской эмиграции горячо поддерживала идею вооруженного восстания своих соотечественников.


     К числу прогрессивной индийской молодежи, проживавшей в то время в Англии, принадлежал Джавахарлал Неру. В своей «Автобиографии» он вспоминает: «Почти все мы поголовно были приверженцами Тилака, или экстремистами, как называли сторонников этой новой партии в Индии» (17). Экстремисты отрицали возможность успешного вооруженного восстания против британского владычества. Наиболее действенным оружием борьбы они считали всеобщий бойкот всего английского и террористические акты против английских чиновников. Правое крыло эмиграции составляли идеологи буржуазного либерализма. Их главой был Кришнаварма. Он издавал в Париже журнал «Индусский социолог». Главной темой журнала было изобличение грабительской политики англичан и призывы к сопротивлению, которое, правда, понималось крайне ограниченно, как мирные выступления против колониализма. По своим философским и социологическим взглядам Кришнаварма был эпигоном английского позитивизма. «Все мои доводы, - писал он, - заимствованы у Спенсера, это его дух руководит мной» (18).

 

     Реакционный лагерь в идеологической борьбе представляли идейные прислужники колонизаторов, индийских феодалов и компрадорской буржуазии. Философы, принадлежавшие к консервативной верхушке индийской интеллигенции, выступали в защиту наиболее реакционных сторон веданты, йоги и других систем идеалистической философии.

 

     Характерными представителями реакционного лагеря в индийской философии были Д. Кришнамурти, Браман Чаттерджи и др. Стремясь отвлечь своих соотечественников от борьбы за «интересы земные», они положили в основу своей философии религиозно-мистический тезис о том, что целью жизни человека является постижение бога. Исходя из этого, они призывали овладеть мудростью индуистских доктрин кармы, перевоплощения, бессмертия души, йоги и т. д., проповедовали идеи самоотречения и аскетизма. Особенно вредна была их пропаганда безразличия к «мирскому» прогрессу - к научным открытиям и изобретениям.

 

     Восхваляя «цивилизаторскую» миссию колонизаторов, эти философы содействовали распространению в Индии различных течений идеалистической философии империалистического Запада, в частности, абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли, прагматизма У. Джемса, интуитивизма А. Бергсона и т. д. Реакционные идеологи Запада, в свою очередь, распространяли представление о том, что религия и мистика якобы выражают собой «истинный дух» индийского народа.

 

     Что касается передовых индийских ученых, то они делали шаг за шагом в развитии науки и техники. В 1897 г. Джагдиш Чандра Бос сделал выдающееся открытие в области ботаники, которое было воспринято прогрессивной индийской общественностью как свидетельство того, что наука вовсе не является монополией европейцев. В 1902 г. Прафулла Чандра Рой написал историю развития индийской химии. В 1911 г. в Бангалоре был основан Индийский научно-исследовательский институт для исследовательской работы в области физики, химии и т. д. В 1914 г. было создано общество Индийский научный конгресс, в задачу которого входили организация и поощрение научно-исследовательских работ, а также пропаганда научных знаний.

 

     Таковы общие черты той политической и идеологической борьбы, которая развернулась в индийском обществе в первые два десятилетия XX в., явившиеся эпохой пробуждения Азии.

 

 

 

     Ссылки:

 

 

 

     (1) «Новые материалы к работе В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма». М, Партиздат, 1935, стр. 199.

     (2) П. Д а т т. Индия сегодня. М, ИЛ, 1948, стр. 143.

     (3) Статистические данные см. в кн.: С. Д. П а т е л ь. Сельскохозяйственные рабочие в Индии и Пакистане. М., 1955.

     (4) См. П. Д а т т. Индия сегодня.

     (5) «Очерки по истории Востока в эпоху империализма». М.- Л., Соцэкгиз, 1934.

     (6) См. В. И. П а в л о в. Формирование индийской буржуазии. М., ИВЛ, 1958.

     (7) В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 23, стр. 145.

     (8) Там же, стр. 167.

     (9) Там же, стр. 146.

     (10) Так в индийской исторической литературе принято называть национально-освободительное движение в Индии первого десятилетия XX в.

     (11) Стремясь ослабить национальное движение путем разжигания религиозной розни между индусами и мусульманами, английские власти в 1905 г. разделили Бенгалию на две самостоятельные провинции. Раздел был проведен по религиозному признаку, т. е. таким образом, чтобы в одной провинции подавляющее большинство населения составляли индусы, а в другой - мусульмане.

     (12) Цит. по сб.: «Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака», стр. 588.

     (13) М. Г о р ь к и й. Хроника заграничной жизни, 1912. «Глазами Друзей». М., Госполитиздат, 1957, стр. 328.

     (14) М. Л. Вельтман (М. П. Павлович). Революционные силуэты. (Индусская эмиграция в Париже 1909-1914 гг.). «Глазами друзей», стр. 336, 338.

     (15) «Глазами друзей», стр. 340.

     (16) Там же.

     (17) Д. Н е р у. Автобиография. М., ИЛ, 1955, стр. 31.

     (18) «Глазами друзей», стр. 338.

     

     

     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>












     

 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100