«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Период философских сутр  

 

 

 

 

 

          2. Период философских сутр и формирования философских школ (систем)

 

 

 


     В этот период, продолжавшийся почти целое тысячелетие (прибл. V в, до н. э. — IV в. н. э.), литературная форма Упанишад постепенно сменялась формой сутр (1).


     Сутры как по содержанию, так и по языку крайне лаконичны. Каждая фраза сутр состояла из нескольких грамматически мало связанных между собой слов, а иногда только из одного сложного слова. Последовательность фраз составляла всю «нить» (сутра) изложения, а каждая фраза - «узелок» или «бусинку» для запоминания преподанного философского положения. С веками сутры стали обрастать различными толкованиями - бхашья, которые наслаивались одно на другое. По создавшейся традиции последующие мыслители, даже самые крупные, выступали не как творцы новых систем, а лишь как толкователи древней традиции. Само собой разумеется, что в «тайнопись» сутр каждый толкователь мог вкладывать (и действительно вкладывал) свой смысл, а последующие толкователи, объясняя взгляды более раннего и потому более авторитетного толкователя, вносили в учение свои взгляды, так что сама сутра терялась среди этого нагромождения и первоначальный ее смысл постепенно совсем утрачивался. Так рождалась бесконечная схоластическая полемика, оттачивавшая мысль в различных логических тонкостях, но истощавшая ее по существу (2).


     В Индии в эпоху раннего средневековья (прибл. IV-XI вв.) сила традиции комментирования была настолько велика, что ни один из философов страны не именовал себя создателем новой философии, хотя многие из них имели на то полное основание. Даже творец адвайты - крупнейшей философской системы объективного идеализма - гениальный Шанкара скромно говорил о себе, что он всего лишь... комментатор веданты.


     Со временем - во второй половине периода сутр - возникла «потребность в конспектировании основ различных систем, хотя бы кратких, без особых толкований, но достаточно понятных для подготовленного читателя. Так возникают карики - пособия, излагающие философские учения. В обобщении - периодом карик считается первая половина первого тысячелетия нашей эры» (3).

 

     Наибольшее развитие и распространение получили в Индии следующие девять систем, или школ: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм, веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика, йога.


     Ссылки

 

 

 

     (1) Сутра (букв. "нить") - афоризм или собрание афоризмов, излагающих суть философского мировоззрения.

     (2) "Махабхарата", VII, ч. 2, стр. 106.

     (3) Там же.


     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>


 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100