|
2.
Период философских сутр и формирования философских школ (систем)
В этот период, продолжавшийся
почти целое тысячелетие (прибл. V в, до н. э. — IV в. н. э.),
литературная форма Упанишад постепенно сменялась формой сутр
(1).
Сутры как по содержанию, так
и по языку крайне лаконичны. Каждая фраза сутр состояла из
нескольких грамматически мало связанных между собой слов,
а иногда только из одного сложного слова. Последовательность
фраз составляла всю «нить» (сутра) изложения, а каждая фраза
- «узелок» или «бусинку» для запоминания преподанного философского
положения. С веками сутры стали обрастать различными толкованиями
- бхашья, которые наслаивались одно на другое. По создавшейся
традиции последующие мыслители, даже самые крупные, выступали
не как творцы новых систем, а лишь как толкователи древней
традиции. Само собой разумеется, что в «тайнопись» сутр каждый
толкователь мог вкладывать (и действительно вкладывал) свой
смысл, а последующие толкователи, объясняя взгляды более раннего
и потому более авторитетного толкователя, вносили в учение
свои взгляды, так что сама сутра терялась среди этого нагромождения
и первоначальный ее смысл постепенно совсем утрачивался. Так
рождалась бесконечная схоластическая полемика, оттачивавшая
мысль в различных логических тонкостях, но истощавшая ее по
существу (2).
В Индии в эпоху раннего средневековья
(прибл. IV-XI вв.) сила традиции комментирования была настолько
велика, что ни один из философов страны не именовал себя создателем
новой философии, хотя многие из них имели на то полное основание.
Даже творец адвайты - крупнейшей философской системы объективного
идеализма - гениальный Шанкара скромно говорил о себе, что
он всего лишь... комментатор веданты.
Со временем - во второй половине
периода сутр - возникла «потребность в конспектировании основ
различных систем, хотя бы кратких, без особых толкований,
но достаточно понятных для подготовленного читателя. Так возникают
карики - пособия, излагающие философские учения. В обобщении
- периодом карик считается первая половина первого тысячелетия
нашей эры» (3).
Наибольшее развитие и распространение
получили в Индии следующие девять систем, или школ: чарвака-локаята,
джайнизм, буддизм, веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика,
йога.
Ссылки
(1) Сутра (букв. "нить")
- афоризм или собрание афоризмов, излагающих суть философского
мировоззрения.
(2) "Махабхарата",
VII, ч. 2, стр. 106.
(3) Там же.
<<
Предыдущая | Содержание
| Следующая >>
|