|
Элементы
материализма в джайнизме (1)
В свете рассматриваемой нами
проблемы наиболее ценный материал мы находим в учении джайнизма
о бытии.
Исходное положение джайнистов:
первооснова всего сущего (субстанция) делится на протяженную
и непротяженную (2). Протяженная субстанция, в свою очередь,
делится на живую (джива) и неживую (аджива).
Живые субстанции - души (дживы) - обладают сознанием; это,
так сказать, «субъекты» в философском смысле слова (3). Неживые
субстанции (адживы) - «объекты» - это материя (пудгала)
(4), пространство, время, дхарма (условие движения) и адхарма
(условие покоя).
Материя (пудгала), согласно
джайнистам, - это вечная субстанция, неопределенная в отношении
количества и качества. Она может увеличиваться или уменьшаться
в объеме без присоединения или убывания частиц, или элементов;
может принять любую форму и развить любые качества. Материя
- носитель энергии, обладающий двумя видами движения; простым,
т. е. общим, движением (поришпондоп) и движением постепенного
развития, или эволюции. Пудгала, таким образом, представляет
собой физическую основу мира.
Все то, что возникает, существует
и разрушается, джайнисты называют материальным телом. Количество
материи всегда остается одним и тем же («не меняется»); «меняются»
лишь материальные тела, вещи. Причина видоизменений - противоречие,
или «различия в тождестве» (бхедабхеда).
Джайнисты признают два вида
изменений: 1) потеря старых качеств (5) (гун) и приобретение
новых и 2) изменение формы. Изменение мира обусловлено распадом
и соединением, комбинацией атомов.
Джайнисты разрабатывали атомистическую
теорию строения вселенной. Все физические предметы, согласно
этой теории, являются результатом комбинации грубых и тонких
атомов (прамапа). Отдельный атом (aнy) рассматривается
как бесконечно малая величина, но имеющая вес. Потенциально
в атоме заложена целая вещь, т. е., иначе говоря, потенциально
он обладает и вкусом, и запахом, и цветом, и температурой,
и осязательным качеством. Под воздействием осязательного качества
(свойства) происходит слияние однородных атомов, что в конце
концов приводит к образованию предмета или явления (6). Атом
обладает и такими «свойствами», как вечность, бесконечность,
несотворимость, неразрушимость. Следовательно, этими же свойствами
обладает и материя, которая представляет собой совокупность
атомов.
Сравнивая атомистическую теорию
джайнов с атомизмом Лукреция, можно заметить, что если джайны
признавали за каждым атомом два рода качеств - первичное и
вторичное, то Лукреций признавал у атома лишь одно - первичное
- качество. Вторичное качество, согласно Лукрецию, возникает
в результате сочетания (комбинации) атомов.
Одно из главных различий между
атомистическими взглядами древних греков и индийцев состоит
в том, что греки пытались объяснить качество в терминах количества,
а индийцы пытались объяснить количество в терминах качества
(7).
Джайнисты признают карму материальной
(пудгалика). Карма, по их мнению, представляет собой
материю в неосязаемой форме.
Ссылки:
(1) Имеется в виду не религия
джайнизма, а философская идеалистическая система, которая
оформилась в период VI-II вв. до н. э.
(2) Непротяженная субстанция
в учении джайнизма детально не рассматривается. О ней говорится
лишь, что она «вечна, бесконечна, неподвижна, аморфна».
(3) В произведениях джайнистов
слово «джива» употребляется в разных смыслах: оно обозначает
жизнь, жизнеспособность, сознание, душу. Дживы бесчисленны
и разнообразны. В связи с признанием всеобщей одушевленности
природы джайнисты разработали классификацию душ (джив) по
признаку «степени и вида сознания». Так, например, в низший
класс входят наиболее несовершенные (со «спящим» сознанием)
души, обитающие в земле, воде, огне, воздухе и растениях (см.
Umasvama. Tattvarthadhigama-Sutra, 2.22). Далее идут души
животного мира и человека.
(4) Пудгала, — «то, что поддается
соединению и разъединению».
(5) Джайнисты насчитывают шесть
основных качеств: существованне, наслаждение, субстанциальность,
познаваемость, тождественность и способность обладать формой.
(6) Связь атомов в агрегатные
состояния, или скандхи, происходит в следующей форме: два
атома составляют сдвоенную скандху; строенная скандха образуется
путем прибавления еще одного атома (ану) к сдвоенной скаидхе;
таким же образом образуется четвертая и т. д.
(7) См. Paul M a s s o n-O
u r s e l. Comparative Philosophy Transl. V. С. С. Collum.
L., 1926, p. 128.
<<
Предыдущая | Содержание
| Следующая >>
|