«Когда Бог достигнут, все мирские привязанности исчезают. Почувствовав абсолютное блаженство Божественного сознания, человек не может наслаждаться чувственными удовольствиями или гнаться за славой, почестями или земными вещами. Мотыльки, увидев свет, больше не возвращаются в темноту» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИБродов В.В. | Элементы материализма в джайнизме  

 

 

 

 

 

          Элементы материализма в джайнизме (1)

 

 

 


     В свете рассматриваемой нами проблемы наиболее ценный материал мы находим в учении джайнизма о бытии.

 

     Исходное положение джайнистов: первооснова всего сущего (субстанция) делится на протяженную и непротяженную (2). Протяженная субстанция, в свою очередь, делится на живую (джива) и неживую (аджива). Живые субстанции - души (дживы) - обладают сознанием; это, так сказать, «субъекты» в философском смысле слова (3). Неживые субстанции (адживы) - «объекты» - это материя (пудгала) (4), пространство, время, дхарма (условие движения) и адхарма (условие покоя).

 

     Материя (пудгала), согласно джайнистам, - это вечная субстанция, неопределенная в отношении количества и качества. Она может увеличиваться или уменьшаться в объеме без присоединения или убывания частиц, или элементов; может принять любую форму и развить любые качества. Материя - носитель энергии, обладающий двумя видами движения; простым, т. е. общим, движением (поришпондоп) и движением постепенного развития, или эволюции. Пудгала, таким образом, представляет собой физическую основу мира.

 

     Все то, что возникает, существует и разрушается, джайнисты называют материальным телом. Количество материи всегда остается одним и тем же («не меняется»); «меняются» лишь материальные тела, вещи. Причина видоизменений - противоречие, или «различия в тождестве» (бхедабхеда).

 

     Джайнисты признают два вида изменений: 1) потеря старых качеств (5) (гун) и приобретение новых и 2) изменение формы. Изменение мира обусловлено распадом и соединением, комбинацией атомов.

 

     Джайнисты разрабатывали атомистическую теорию строения вселенной. Все физические предметы, согласно этой теории, являются результатом комбинации грубых и тонких атомов (прамапа). Отдельный атом (aнy) рассматривается как бесконечно малая величина, но имеющая вес. Потенциально в атоме заложена целая вещь, т. е., иначе говоря, потенциально он обладает и вкусом, и запахом, и цветом, и температурой, и осязательным качеством. Под воздействием осязательного качества (свойства) происходит слияние однородных атомов, что в конце концов приводит к образованию предмета или явления (6). Атом обладает и такими «свойствами», как вечность, бесконечность, несотворимость, неразрушимость. Следовательно, этими же свойствами обладает и материя, которая представляет собой совокупность атомов.

 

     Сравнивая атомистическую теорию джайнов с атомизмом Лукреция, можно заметить, что если джайны признавали за каждым атомом два рода качеств - первичное и вторичное, то Лукреций признавал у атома лишь одно - первичное - качество. Вторичное качество, согласно Лукрецию, возникает в результате сочетания (комбинации) атомов.

 

     Одно из главных различий между атомистическими взглядами древних греков и индийцев состоит в том, что греки пытались объяснить качество в терминах количества, а индийцы пытались объяснить количество в терминах качества (7).

 

     Джайнисты признают карму материальной (пудгалика). Карма, по их мнению, представляет собой материю в неосязаемой форме.

 

 

     

     Ссылки:

 

 

 

     (1) Имеется в виду не религия джайнизма, а философская идеалистическая система, которая оформилась в период VI-II вв. до н. э.

     (2) Непротяженная субстанция в учении джайнизма детально не рассматривается. О ней говорится лишь, что она «вечна, бесконечна, неподвижна, аморфна».

     (3) В произведениях джайнистов слово «джива» употребляется в разных смыслах: оно обозначает жизнь, жизнеспособность, сознание, душу. Дживы бесчисленны и разнообразны. В связи с признанием всеобщей одушевленности природы джайнисты разработали классификацию душ (джив) по признаку «степени и вида сознания». Так, например, в низший класс входят наиболее несовершенные (со «спящим» сознанием) души, обитающие в земле, воде, огне, воздухе и растениях (см. Umasvama. Tattvarthadhigama-Sutra, 2.22). Далее идут души животного мира и человека.

     (4) Пудгала, — «то, что поддается соединению и разъединению».

     (5) Джайнисты насчитывают шесть основных качеств: существованне, наслаждение, субстанциальность, познаваемость, тождественность и способность обладать формой.

     (6) Связь атомов в агрегатные состояния, или скандхи, происходит в следующей форме: два атома составляют сдвоенную скандху; строенная скандха образуется путем прибавления еще одного атома (ану) к сдвоенной скаидхе; таким же образом образуется четвертая и т. д.

     (7) См. Paul M a s s o n-O u r s e l. Comparative Philosophy Transl. V. С. С. Collum. L., 1926, p. 128.


     

     << Предыдущая | Содержание | Следующая >>



 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100