|
Предыстория
Через полчаса я прилечу домой, а сейчас мое внимание целиком
поглощено книгой "Амма, живая святая". Я
поднимаю глаза и направляю взгляд к окну, за которым прекрасные
облака с извилистыми формами,
полностью закрывающие землю от взора. Любуясь их забавными
формами, во мне рождается мысль: "Мне бы хотелось встретить
ее и побывать в ее ашраме".
Проходят недели. Одним утром я просыпаюсь под большим впечатлением
от только что увиденного сна. Ко мне во сне явилась та самая
святая, о которой я читала ранее. "Я захожу в комнату,
а там на диване сидит Она, смотрит на меня любящими глаза,
улыбается, как будто давно знает меня, и протягивает ко мне
руки, чтобы обнять меня."
Ее имя Сатгуру Шри Мата Амритананадамайи Дэви, Амма или Аммачи,
как любяще называют ее преданные. Она родилась в Индии в штате
Керала, маленькой деревне Валликау, где жизнь протекает вне
времени... шум волн Аравийского моря, маленькие хижины, рыбаки,
каждый день выходящие в море, и рощи кокосовых пальм, простирающихся
на километры... в простой семье рыбаков 27 сентября 1953 года.
Ребенок начал ходить в шесть месяцев, и чуть позже в совершенстве
заговорил на родном языке. С двух лет у нее начали возникать
спонтанные молитвы и песни о Боге, которым ее никто не учил.
С пяти лет ребенок начал медитировать. К десяти годам все
обязанности по хозяйству пали на плечи молодой Судхамани (имя,
данное Амме при рождении). Родители грубо обращались с Судхамани
из-за плохого здоровья и непонимания их необычной дочери.
Судхамани выполняла работу с постоянным повторением божественных
имен, а вечером находила время для медитации в уединении.
Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого класса из-за
непосильного груза домашних обязанностей ей пришлось прервать
обучение. При виде нищих ее сердце наполнялось состраданием,
и она раздавала из дома то, что могла. Чтобы иметь деньги
для помощи нуждающимся, Судхамани закончила классы шитья.
Ее любовь к Богу росла, а медитации становились более глубокими.
В возрасте двадцать одного года Судхамани вошла в состояние
единения с Богом, которое позже она выразила в следующих словах:
"Однажды во время медитации я услышала необычный звук
и восприняла форму Дэви (Божественной Матери). Внезапно я
осознала, что я сама - Дэви, и что этот звук также создавался
мной. Я подумала: "Что это? Как я стала Дэви? Может это
шутка Божественной Матери, разыгранная, чтобы нарушить мою
духовную практику?" Я подумала: "Буду медитировать
на Шиву и посмотрю, что произойдет", но как только я
начала медитировать на образ Шивы, я стала Им. Я подумала:
"Может Шива также испытывает меня?" - и прекратила
медитировать на его образ.
Какую бы форму бога или богини я ни созерцала, я становилась
им. Затем я услышала внутренний голос: "Ты не отлична
от них. Оба - Бог с формой и бесформенный Бог - находятся
внутри тебя. Стремись осознать свое единство с бесформенным
аспектом". Затем я стала петь звук "Ом" и получила
прямое переживание Брахмана (Абсолюта).
С того самого дня я уже не видела ничего кроме моего бесформенного
"я", в котором вся вселенная существует как крохотный
мыльный пузырь".
Спустя некоторое время после ее мистического единения с Божественной
Матерью, сидя на берегу моря в медитации, Судхамани услышала
голос внутри себя: "Мое дитя, я нахожусь в сердцах всех
существ и не имею определенной формы. Твое рождение осуществлено
не для простого наслаждения блаженством истинного "я",
но для утешения страданий человечества. Поэтому, служи Мне
в сердцах всех существ и освобождай их от страданий мирского
бытия…"
Хотя в деревне было много скептиков и противников, которые
всячески испытывали святую, люди начали приходить к ней на
даршан. Они даже совершили несколько попыток убить и отравить
ее. Видя страдания людей, Амма благословляла их своими объятиями,
независимо от возраста, касты, пола и религиозной принадлежности.
Появились первые ученики, и образовался небольшой ашрам. Начиная
с 1985 года, каждый год Амма совершает несколько поездок к
своим детям, находящимся в других странах.
В настоящее время даршан Маты Амританандамайи может длиться
до 14 часов без перерыва. На него приходят до 20 тысяч человек
в Индии и до 5,5 тысяч человек в западных странах. Ее организация
активно занимается благотворительностью, и Мату Амританандамайи
приглашают на различные международные конференции религиозных
и духовных лидеров. В этом году ее деятельность была отмечена
президентом Индии и ООН.
Амма стала примером бескорыстного служения и воплощением Божественной
Матери для многих людей.
Встреча с Аммой в Финляндии
До Хельсинки я добралась в день приезда Аммы в Финляндию.
Программа происходила в большом зале, который на момент моего
прибытия только начали подготавливать, было много работы.
Мой севой (служением) стала подготовка комнат Аммы и свами,
в которых они буду отдыхать в перерыве между программами.
Во второй половине дня многие из присутствующих направились
в аэропорт, чтобы встретить Амму. Машина, на которой я ехала,
оказалась на месте только через десять минут после прибытия
рейса. Мы были одними из последних. Войдя в здание аэропорта,
мы увидели группу людей, стоящих в кругу. Амма была в центре
этой группы и каждому давала неформальный даршан. Я просто
остановилась и смотрела на нее, не отрываясь. В ее лице было
как и хорошо знакомое, так и нечто новое. Казалось, что я
смотрела на нее впервые в жизни. Сама я подошла к Амме в самом
конце, хотя позже появились новые люди. Она обняла меня, повторяя
"My daughter, daughter"; я также обняла ее.
В какое-то мгновение слова стали расплываться, я просто была
там… с самым дорогим для меня на свете.
После того как каждый из группы получил даршан и был назван
сыном и дочерью, Амма рассмеялась и спросила: "Что, уже
все пришли?" Она уделила еще немного внимания детям.
Круг расступился, Амма направилась на выход, и все последовали
за ней до машины.
По дороге в город я погрузилась внутрь себя, но через некоторое
время пришлось вернуться во внешний мир из-за расспросов моих
соседей о том, "как у нас в России с преданными Аммы".
Ведь Амма трижды посещала Россию в 1991, 1992 и 1993 годах.
К нашему возвращению зал был почти готов, оставалось доделать
только последние штрихи - расставить декорации.
Программа началась на следующий день, в 9 часов утра. Амма
спустилась из комнаты, по обеим сторонам стояли люди со сложенными
в молитвенном жесте ладонями, повторяя "Om Amriteshwaryai
namaha". С появлением Аммы люди протянули свои ладони
к ее ладоням, где-то на четверти пути Амма остановилась для
пада пуджи, а затем продолжила свой путь к приготовленному
для нее креслу.
Перед креслом стоял небольшой помост, по индийской традиции
украшенный цветами для приветствия Божественному внутри каждого
человека. Амма сложила ладони в намасте, подняла их над головой,
опустилась на колени и коснулась лбом пола.
Помост убрали, Амма заняла свое место на кресле, и начался
даршан.
Во время даршана каждый подходит к Амме за объятием, она говорит
им "Мой сын, сын, сын…" или "Моя дочь, дочь,
дочь…", а также биджу мантры и в случае необходимости
что-нибудь еще, часто на родном языке этого человека. По завершению
даршана Амма дает прасад (конфету и лепесток розы). И так
с каждым человеком, до тех пор, пока к ней не подойдут все
желающие. Даршан происходит без перерывов, независимо от того,
сколько часов он будет продолжаться. Система регулируется
жетонами, которые желающие посетить даршан предварительно
получают у брахмачарини. Если у кого-нибудь есть вопрос, его
можно задать, подойдя с правой стороны Амминого кресла. Например,
таким образом с помощью двухстороннего перевода Свамиджи состоялось
интервью Аммы для местной газеты.
На даршан к Амме пришло много инвалидов, немощных стариков,
беременных женщин, семей с младенцами... Чтобы обнять некоторых
людей, ей приходилось вставать. Многие пришли семьями и получили
один даршан на семью, а на голову "дождь" из лепестков
роз. Для немощных и новичков была отдельная короткая очередь.
Многим из тех, кто пришел впервые, Амма целовала запястья,
и это особенно трогало их.
Даршан продлился до четырех часов дня, после чего Амма смогла
удалиться в свою комнату, чтобы вернуться к нам вновь в семь
часов вечера. Вечерняя программа началась с получасовой медитации,
за которой последовала речь, которую с малаям (родного языка
Аммы) переводили сразу на финский. На сцену принесли индийские
инструменты, Амма и Свами Амритасварупананда запели бхаджаны,
Свами Рамакришнананда играл, позади бхармачари подпевали и
создавали ритм на индийских барабанах.
Бхаджаны в исполнении Аммы - одни из сильнейших моментов даршана,
когда присутствующие начинают испытывать состояние бхакти,
и из глаз многих начинают струиться слезы радости. Для многих
это также время глубоких медитативных переживаний.
Позже для тех, кто не пришел утром, начался вечерний даршан.
В обоих случаях набиралось более 800 человек. Хотя зал не
казался полным, люди появлялись из ниоткуда, и даршан продолжался
часами.
Остальные могли просто быть в ее присутствии: медитировать,
наблюдать за Аммой и пришедшими к ней
людьми.
Даршан закончился поздно вечером, после одиннадцати.
На утро следующего дня все повторилось с новыми и теми же
людьми.
По окончанию даршана в четвертом часу дня началась интенсивная
подготовка к Дэви бхаве, особенном событии для всех
преданных Аммы, происходящем раз в неделю в Амритапури (главный
ашрам Аммы в Индии). В зале произошла перестановка, а за жетонами
буквально за несколько минут образовалась очередь из более
чем двухсот человек. Шла подготовка к пудже, еще одному традиционному
индийскому методу внутреннего очищения, который связан с астрологией
"джотиш". За пуджей, исполнявшейся при помощи
камфары, огня и воды, а также повторения мантр, последовала
медитация и речь.
Зал был очищен от атрибутов пуджи, люди на несколько минут
покинули помещение.
Заиграла музыка - бхаджаны в исполнении Свами. Амма предстала
в образе Дэви, в цветном сари и короной на голове.
Вот как Амма сама описывает это состояние: "Во время
Дэви бхавы Амма убирает два или три покрова, так чтобы
преданные могли получить видение Вездесущего. Различные люди
верят в разное. Намеренье Аммы состоит в том, чтобы каким-нибудь
образом помочь людям достигнуть Бога. Некоторые обретают интерес,
если только видят Амму в одеянии Дэви". А также добавляет:
"Во время бхавы Амма не проявляет даже малую часть своей
духовной силы. Если бы она была проявлена, никто бы не смог
подойти близко!"
У меня был ранний номер жетона, так что я быстро оказалась
на сцене рядом с ней. Само начало Дэви бхавы ввело
меня в другое состояние сознания. Мой ум был полностью охвачен
только ей.
Амма подержала меня своих объятиях немного больше, чем обычно,
а затем сказала сесть справа от нее.
Когда Амма ощущает, что какому-либо человеку необходимо побыть
дольше возле нее, она оставляет его сидеть возле себя, и обычно
при этом с этим человеком на тонком плане происходит внутренняя
работа.
Дэви бхава - это также время, когда можно получить
от Аммы мантра дикшу. Справа от места, где я сидела, образовалась
небольшая, но регулярно пополняющаяся очередь желающих получить
мантру.
В тот вечер я прошла через множество процессов, как на уровне
сознания, так и тонкого тела. Я совершенно не заметила, как
десять вечера перешли далеко за полночь. Я просто была "здесь
и сейчас" со своим Гуру, а на каком-то другом плане было
мое тело и онемевшие ноги, состояние которых мало заботило
меня.
Самые дорогие воспоминания для меня о том вечере - это моменты,
когда Амма поворачивалась ко мне и смотрела на меня нежным,
любящим взглядом, с улыбкой на лице. В эти моменты я теряла
себя в ее глазах.
В конце Дэви бхавы на руках Аммы оказался младенец,
который получил из ее рук первую в своей жизни грубую пищу
- немного риса.
За этим последовало завершение церемонии, когда присутствующие
на сцене люди спускаются вниз, Амма поднимается, становится
в центре с лепестками роз в руках, позволяя людям созерцать
ее. Затем осыпает нас лепестками и занавес закрывается.
Неподалеку от меня стояла одна женщина, она интенсивно молилась.
А я была просто очень счастлива, в тот вечер мне больше не
о чем было просить и желать.
Были прочитаны на санскрите мантры из Упанишад: "Локах",
"Асатома" и "Пурнамадах". Люди собирали
лепестки как прасад. Амма вышла в своем обычном облике: белая
одежда и собранные волосы. Она спустилась вниз и покинула
здание.
Было четыре часа утра. Правда, в тот день перевели время на
час назад, так что на самом деле было три часа. По дороге
к дому моего друга я много шутила и при первой же возможности
села в медитацию.
Куликова Александра
|